Когда спорт убивает: 24 года назад в Беларуси сбили американцев на воздушном шаре

Они были участниками престижной гонки аэростатов.

Когда спорт убивает: 24 года назад в Беларуси сбили американцев на воздушном шаре
1 из 2
На момент трагедии Стюарту-Джервису было 68 лет, Френкелю – 55.
Далекий 1995 год отпечатался в новейшей истории Беларуси большими и маленькими событиями. Именно тогда по инициативе Александра Лукашенко состоялся знаменитый референдум, по итогам которого у страны появились новые-старые герб и флаг, а русский язык в РБ наравне с «мовай» стал государственным, пишет Трибуна

Но есть одно событие, о котором не пишут в государственной прессе и не вспоминают политические лидеры. За 24 года этот инцидент превратился в грустную легенду, подробности которой до сих пор не раскрыты общественности. 

12 сентября 1995 года под Березой военный вертолет сбил воздушный шар с двумя иностранными спортсменами, принимавшими участие в международных соревнованиях. Имена виновных не обнародованы до сих пор, а как утверждала вдова одного из участников, белорусская сторона даже не выразила соболезнования семьям погибших.

* * *
Большие газовые воздушные шары многие привыкли видеть исключительно в качестве дорогого аттракциона во время праздников и фестивалей, но уже больше ста лет в Европе проходят спортивные гонки аэростатов. Старейшим и самым престижным турниром считается Кубок Гордона Беннета, названный в честь основателя – американского миллионера и владельца газеты New York Herald. 

Правила совершенно просты: нужно пролететь наибольшее расстояние от места старта за 72 часа. Дебютные соревнования прошли в 1906-м. Первыми чемпионами стали американцы Фрэнк Лам и Генри Херси. Их успешное путешествие, начавшееся над парижским дворцом Тюирли, составило 641 километр и завершилось в южной части Англии. 

В 1939 году по причине Второй мировой соревнования отменили и возродили лишь в 1983-м при поддержке Международной авиационной федерации. Через 12 лет на старт в швейцарском Цюрихе вышли граждане США Алекс Френкель и Джон Стюарт-Джервис, представлявшие в воздушной регате Американские Виргинские острова.

Они познакомились в 1989-м на коктейльной вечеринке на острове Санта-Крус в Карибском море. Большую часть жизни каждый из них провел за штурвалом самолета. Френкель служил пилотом военно-морского флота США, а в конце 1960-х перешел на работу в авиакомпанию Trans World Airlines.  

Уроженец Великобритании Стюарт-Джервис начинал летать в Королевском военно-морском флоте Великобритании. Он участвовал в боевых действиях в Малайзии, во Вьетнаме, а во время Суэцкого кризиса в 1956-м лишь чудом остался жив. Его самолет сбили египетские войска, но Джону удалось катапультироваться и попасть к союзникам – французским военнослужащим.

В 1968-м он уволился из армии и через год вместе с супругой перебрался на постоянное место жительства в США. В дальнейшем Стюарт-Джервис давал авиауроки, занимался поисково-спасательными операциями и владел небольшой брокерской конторой на Виргинских островах, где обзавелся домом. 


По словам общих друзей, Френкеля и Стюарта-Джервиса увлекли разговоры о прыжках с парашютом, чуть позже стало известно, что оба интересуются полетами на воздушном шаре. Так они сдружились, а вскоре стали одной командой.

– Они часто летали вместе на воздушном шаре,  – рассказывала двоюродная сестра Френкеля Ребекка Дейл. – Алан для этого использовал все шансы, которые у него были. Когда его не было в воздухе, он рассказывал об этом [о полетах] по телефону. Одним словом, это страсть.

Кубок Гордона Беннетта не предвещали ничего опасного. До начала турнира организаторы предупредили диспетчерские службы всех стран, над которыми полетят экипажи. Это был обычный рабочий момент: за всю историю стартов военно-воздушные силы той или иной страны ни разу не атаковали гондолу с участниками Кубка. 

Вечером 9 сентября шар экипажа с Американских Виргинских островов спокойно поднялся в небо и отправился из Цюриха на Восток. Если что и волновало в те дни Френкеля и Стюарта-Джервиса, так это артрит Джона. Еще до начала стартов он пообещал супруге, что это его последний полет на воздушном шаре.

Участники соревнований спокойно преодолели воздушное пространство Германии, Чехии, Польши. Утром 12 сентября шар Френкеля и Стюарта-Джервиса вместе с другими аэростатами без повторного предупреждения со стороны организаторов оказался над территорией Беларуси. 

Два шара, согласно информации из разных источников, посадили под Малоритой и Зельвой. Воздухоплавателей по итогу оштрафовали за отсутствие визы и отпустили, а с аэростатом D-Caribbean команды Американских Виргинских островов произошло непоправимое. 

Около полудня шар долетел до Березы. В небе возле города его встретил вертолет Ми-24, поднятый по тревоге с военного аэродрома в Засимовичах. На радиосигналы из гондолы никто не отвечал, и военнослужащие открыли огонь. В итоге шар рухнул прямо на окраину дачного поселка моторемонтного завод возле райцентра. 
#1#
Очевидцем трагедии стала пенсионерка Валентина Соловей. По словам женщины, у американцев не было пулевых ранений, и они погибли от сильнейшего удара о землю – кабина была разрушена. Тела воздухоплавателей якобы отвезли в госпиталь, а остатки корзины положили в КамАЗ и отправили в столицу. 

Белорусские власти держали молчание больше суток, а во второй половине дня 13 сентября в посольство США поступила информация об инциденте вблизи Березы. Согласно официальной версии, американские спортсмены проигнорировали радиопредупреждение, приблизились к одной из военных баз, из-за чего и был открыт огонь. 

Американские власти отреагировали коротко. В Вашингтоне перед прессой выступил представитель Госдепартамента Николас Бернс: «В наши дни, в эру после окончания холодной войны, то, что произошло, – это недопустимо».

В Министерство обороны и КГБ от комментариев журналистам отказывали, а потом вообще появилась информация о том, что шар перепутали с метеорологическим зондом. Как писала «Радио Свобода», после таких версий на Западе и вовсе поставили под сомнение профессионализм белорусских ПВО, «которые не в состоянии отличить пилотируемый летающий объект от того, что передвигается в автономном режиме».

Как стало известно чуть позже, приказ об атаке воздушного шара отдал командующий войсками белорусской ПВО Валерий Костенко. Свидетелем этого решения невольно стал журналист Василий Зданюк, пришедший к командиру брать интервью для российского «Военного журнала».

– Во время беседы оперативный дежурный доложил генералу, что в зоне ответственности дивизиона, дислоцированного в Брестской области, зафиксирован неопознанный летающий объект, – вспоминал Зданюк. – Летит на низкой высоте, на запросы не отвечает, надо срочно принимать решение. Костенко приказал поднять дежурный вертолет и после переговоров с командиром экипажа Ми-24 генерал пришел к выводу: аппарат беспилотный, и дал команду его уничтожить.

Александр Лукашенко принес извинения президенту США Биллу Клинтону и издал распоряжение «О создании государственной комиссии по расследованию авиационного происшествия в республике Беларусь». Дать отчет о причинах случившегося президенту должны были до 1 октября. 

По мнению авторов The New York Times расследование началось лишь после упреков со стороны Белого дома и Госдепартамента США. Но за отведенное время комиссия так и не выяснила, для чего нужно было сбивать воздушный шар, хотя, согласно позиции Минобороны, войска действовали по уставу: шар не отвечал на запросы и приближался к ракетным частям стратегического назначения. 

В Погранкомитете признали, что письмо от организаторов Кубка Гордона Беннета к ним действительно приходило. По информации «Радио Свободы», Центр управления воздушным движением в июне даже дал разрешение на полет, но в запросе якобы не были указаны координаты воздушного коридора. 

Лукашенко в итоге заявил, что произошедшее стало итогом неразберихи между чиновниками и организаторами соревнований. Что касается действий военнослужащих, то они, по мнению президента, поступили с шаром, как с обычным нарушителем границы, и не должны нести ответственности.


Трагедия под Березой вызвала неоднозначную реакцию в белорусском обществе. Одни полностью поддержали действия ПВО (и поддерживают до сих пор на специализированных форумах), другие пришли почтить память погибших у посольства в США Минска, а в годовщину инцидента общественные активисты на месте крушения воздушного шара установили камень с высеченным крестом и надписью: «Прабачце»

Со времени трагедии прошло почти 24 года, но за это время никто из официальных лиц не взял на себя ответственность за инцидент, а родственники Френкеля и Стюарта-Джервиса так и не получили никаких материалов расследования о гибели пилотов. 

Как призналась в одном из интервью вдова Стюарта-Джервиса Каролина, белорусская сторона даже не выразила соболезнования семьям погибших, а в Госдепе США ей изначально дали понять, что шансы на возмещение ущерба невелики.

Тем временем Кубок Гордон Беннета продолжают проводить ежегодно. За последние 25 лет погибли два участника соревнований. В сентябре 2010-го над Адриатическим морем пропали американцы Ричард Абруццо и Карол Раймер Дэвис. Их тела итальянские рыбаки обнаружили лишь через три месяца. 

Но никто из участников Кубка Гордона Беннета больше не подвергался атакам ПВО или других спецподразделений тех стран, над которыми они летели.

* * *
В современной истории Беларуси есть еще один эпизод, связанный с зарубежным летательным аппаратом. 4 июля 2012 года шведы Томас Мазетти и Ханна-Линна Фрей на одномоторном самолете Jodel беспрепятственно влетели на территорию Беларуси со стороны Литвы, и в знак протеста против нарушения прав человека в РБ сбросили порядка 880 плюшевых мишек в районе Минска, после чего спокойно вернулись на аэродром в литовском Поцюнае. 

В результате перфоманса в Беларуси прошли задержания, а также освободили от должности председателя Госпогранкомитета Игоря Рачковского. Так белорусская федерация хоккея вскоре обрела нового босса. Однако это уже совсем другая история…

Поделиться