АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Эпидемия Единый кандидат оппозиции Выборы-2020 Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис

Регион вооружается, в воздухе пахнет грозой. Милитаризация соседей достигла пика

Пандемия COVID-19 будет способствовать росту не только секретности, но и милитаризации новых сфер функционирования государств региона.

Регион вооружается, в воздухе пахнет грозой. Милитаризация соседей достигла пика
И это – не безобидные тенденции с точки зрения региональной стабильности. 
Например, литовский Департамент госбезопасности, известный своими радикальными оценками «белорусских угроз», намерен заняться медицинской разведкой. И на фоне уже озвученных литовскими властями обвинений Беларуси в неправильной политике по отношению к пандемии, можно ожидать, что Минск объявят угрозой безопасности Литвы во все новых и новых сферах.


Одним словом, отмечают эксперты Совета по международным отношениям «Минский диалог» в новом выпуске «Минского барометра», транспарентность военной активности в регионе будет уменьшаться: как вследствие распада системы международных договоров, так и в результате политики отдельных государств в данном направлении (примером являются действия Литвы и России).
Согласно апрельскому докладу Стокгольмского международного института исследования проблем мира, глобальные расходы в военной сфере в 2019 г. достигли, вероятно, самого высокого уровня в истории, увеличившись на 7,2% по сравнению с 2010 г. и превысили 1,9 трлн долларов. Россия с 65,1 млрд заняла 4-е место в мире, а в топ-40 стран с самыми высокими расходами вошли соседние Польша (20-е место с 11,9 млрд долларов) и Украина (35-е место с 5,2 млрд).
В начале апреля стало известно о намерении администрации президента США Трампа выйти из Договора по открытому небу, в рамках которого участники обеспечивали друг другу возможность проведения разведывательных полетов над своей территорией. Предполагается, что официальное уведомление о выходе будет опубликовано к концу финансового года, в сентябре. Ближайшие европейские союзники США, в т.ч. Польша и Англия, выступают за сохранение договора, хотя и обвиняют РФ в его нарушении.

Особая позиция Литвы


Несмотря на сложную ситуацию в регионе, Минск успешно развивал отношения со всеми сопредельными странами и блоком НАТО. Проблемыми остаются отношения только с Литвой, которая объявляет Беларусь источником различных угроз для себя. В апреле президент этой страны переназначил на второй срок Дарюса Яунишкиса на пост директора Департамента госбезопасности. Именно в период его руководства с апреля 2015 г. ДГБ выпустил радикальные и враждебные по отношению к Беларуси оценки ее роли в нацбезопасности Литвы. Иными словами, президент Науседа не склонен смягчать политику ни по отношению к Беларуси, ни вообще ограничивать тенденции последних лет в сторону милитаризации, роста роли органов госбезопасности и уровня секретности (в марте ДГБ заявила о намерении заняться «медицинской разведкой», а в апреле в рамках борьбы с пандемией в литовских городах была задействована военная полиция). 


Впрочем, не только ДГБ, но и другие литовские силовые ведомства ищут в Беларуси врага. Ведомственное издание литовской армии, например, усматривает российские интриги и ущерб для Литовской Республики даже в росте интереса белорусов к их собственной роли в истории ВКЛ и посвятила этому две большие ведущие статьи в двух своих номерах . Это ведет к формированию всестороннего образа врага.

Война в Восточной Украине


В развитии конфликта на востоке Украины не произошло существенных изменений. По итогам видеоконференции 30 апреля главы МИД Украины, Германии, России и Франции отметили, что процесс урегулирования находится в тупике, а из девяти договоренностей декабрьского саммита выполнена одна и лишь частично. Поэтому новая встреча стран «нормандской четверки» созываться не будет.
Ситуация на востоке Украины чревата обострением на фоне активного наращивания и перемещения сил со стороны России и Украины. Беларусь дистанцируется от кризиса, чтобы выждать более благоприятной раскладки  ситуации . Минск, вероятно, переориентирует свои миротворческие устремления в направлении участия в операциях ООН, оставив пока надежды на подключение к урегулированию на Восточной Украине.

Прогноз

Минск продолжит развитие новой архитектуры национальной безопасности, соответствующей скромным потребностям страны. Это означает создание способной предотвратить дестабилизацию страны структуры органов и средств национальной безопасности – политика, идущая вразрез со всеми странами региона, сделавшими ставку на то, чтобы фактически вверить свою безопасность могущественным союзникам и блокам. Поэтому следует ожидать активного выстраивания мобильных, компактных и теснее интегрированных между собой силовых ведомств и развития системы территориальной обороны.


Поделиться



Загрузка...
Загрузка...





Change privacy settings