АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Политзаключенные Санкции Репрессии Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия

Все ли могут министры?

Отставка министра МВД Игоря Шуневича породила слухи относительно перспектив реформирования ведомства.

Все ли могут министры?
Перемены логично связывают с новым министром внутренних дел Юрием Караевым. Логично-то оно логично, но обоснованно ли? Мы привыкли считать министров этакими мини-царями. А как оно на самом деле?

Любое реформирование — это командная работа. Механизмы назначения на руководящие посты в силовых ведомствах Беларуси как раз направлены на то, чтобы их руководители не имели возможности сформировать свою команду. Тот же глава МВД подчинен непосредственно президенту, а по отдельным вопросам — премьер-министру. Заместители министра назначаются также президентом, он же определяет и их численность. И начальников департаментов тоже назначает глава государства. Правда, кандидатуры вносит министр. Но отправить в отставку он их не может, пишет sn-plus.com

Фото БелТА

Для рассмотрения основных вопросов оперативно-служебной деятельности в МВД создается коллегия в составе министра, заместителя госсекретаря Совбеза, заместителей министра, начальников департаментов и иных должностных лиц. При этом персональный состав коллегии утверждается президентом по представлении министра.

Министр внутренних дел не в состоянии даже определить численность центрального аппарата своего ведомства — на этот счет президенту тоже виднее. Он эту численность и определяет. Президент же окончательно решает и многие вопросы, касающиеся организационно-штатной структуры ведомства.

Вот и получается, что самостоятельность главы МВД весьма относительная: он подчинен президенту и премьер-министру, подконтролен Совету безопасности и окружен назначенцами президента.

Ситуация выглядит абсурдной. Ведь, назначая человека на должность министра, предполагается его профессионализм, добросовестность и наличие четкого видения перспектив развития ведомства, руководить которым он поставлен. Поэтому очевидно, что и полномочия министра по части определения структуры ведомства, подбора команды, включая заместителей, должны быть расширены. Невозможно работать эффективно с людьми, которым ты не доверяешь и с которыми у тебя нет взаимопонимания.

Президент назначает министра, держит на контроле состояние законности в ведомстве и эффективность его работы. Способен министр в рамках действующего законодательства и с учетом выделенного бюджета организовать результативную работу — значит, он молодец. Нет — надо искать другого человека.

При такой системе отставка министра означает и уход с постов членов его команды. Потому что новый человек имеет право сформировать собственную команду.

Но не приведет ли уход вместе с министром его команды к параличу ведомства? Нет. Во-первых, старая команда работает до того момента, пока новая не будет сформирована полностью. Во-вторых, профессиональный костяк все равно остается. А именно эти люди, которые работают на основании трудовых контрактов, а не политических назначений, и обеспечивают повседневное функционирование ведомства. И опять же, теоретически эти чиновники, которые работают в центральных органах управления ведомства, являются профессионалами высокого уровня. В ином случае им там нечего делать.

Я понимаю, что на практике все не так однозначно. И на «теплых» должностях часто приземляются не самые профессиональные персонажи. Чтобы избежать этого, должна быть четкая система отбора тех, кто достоин работать в центральном аппарате ведомства. Механизмов тут по сути только два: аттестация и конкурсное замещение должностей. В идеале все должно проводиться автономным органом, не зависимым от министра. Состоять такая аттестационная комиссия может из вышедших в отставку профессионалов высокого уровня. Вот их и следовало бы назначать президенту в обход министра.

Актуальной темой для Беларуси является определение численности ведомства. У нас данные о штатной численности МВД засекречены. Хотя даже косвенных открытых сведений достаточно для того, чтобы просчитать, сколько штыков в МВД. В нормальной ситуации штатную численность МВД определять должен парламент, так как это напрямую связано с расходом бюджетных средств: сколько там должно быть офицеров, сколько гражданского персонала, сколько младших чинов. Глава ведомства может маневрировать в этих рамках, определяя, какие направления приоритетные, какие следует укрепить людьми.

Но это в идеале. А в белорусской реальности министр — высокопоставленный чиновник, на которого возложена масса обязанностей и серьезная ответственность. И при этом руки его в полусвязанном состоянии.



Поделиться



Загрузка...
‡агрузка...