Анна Канопацкая: «Проект Избирательного кодекса дорабатывала самостоятельно»

Неделю назад депутат Палаты представителей Анна Канопацкая внесла в Палату представителей альтернативный законопроект Избирательного кодекса.

Анна Канопацкая: «Проект Избирательного кодекса дорабатывала самостоятельно»
Несмотря на то, что уже много лет оппозиционные политики говорят о принципиальной корректировке избирательного законодательства, новость не получила большого общественного резонанса.

«Да, проект Избирательного кодекса я внесла неделю назад, но вы первый журналист, который обратился ко мне по этому поводу за комментарием, – отметила Анна Канопацкая. – Мне самой удивительно, почему такая тишина, знаковый же законопроект!»


Анна Канопацкая отправляла проект Избирательного кодекса на согласование в государственные органы, но не получила ни одного положительного заключения. 
“Но я как субъект законодательной инициативы могла на это не обращать внимания, – говорила Анна журналистам год назад. – Всем понятно: изменение Избирательного кодекса – прежде всего политическое решение. Национальный центр законодательства и правовых исследований провел юридическую экспертизу и дал свое заключение по поводу внесения изменений и дополнений в Избирательный кодекс, указал на некоторые несоответствия. Их необходимо было час их необходимо устранить”.


Анна Канопацкая обращает внимание: в основе внесенного в Палату представителей альтернативного Избирательного кодекса – проект, который в свое время разрабатывало движение «За Свободу». 

«Осенью 2016 года была создана рабочая группа, состоящая из представителей оппозиционных политических и других общественных объединений для подготовки законопроекта по изменению и дополнению Избирательного кодекса, – объясняет Канопацкая. – Однако, после технических замечаний к тексту документа государственных органов, в октябре 2017 года группа прекратила работу над законопроектом. В результате чего доработка документа осуществлялась мною с помощниками самостоятельно.

Основными спорными моментами действующего избирательного законодательства сегодня являются процедура формирования избирательных комиссий, права наблюдателей, порядок досрочного голосования и подсчет голосов избирателей. Устранение законодательных пробелов в этих вопросах значительно повысит транспарентность избирательного процесса, увеличит доверие граждан к избирательным процедурам, приведет белорусское законодательство в соответствие с основными международными демократическими нормами проведения выборов ОБСЕ.

Подготовленные изменения и дополнения в Избирательный кодекс Республики Беларусь расширяют в рамках действующего законодательства права наблюдателей, в частности разрешают знакомиться с избирательными списками, фиксировать ход проведения выборов, включая процесс подсчета голосов, любыми техническими средствами, в том числе производить аудиозапись, фото- и видеосъемку в порядке, предусмотренном законодательством.

Избирательные комиссии всех уровней формируются в первую очередь из числа представителей политических партий, выдвинувших кандидатов, а при проведении выборов президента каждый зарегистрированный кандидат имеет право направить в каждую комиссию своего представителя.

Досрочное голосование проводится только на одном участке в избирательном округе с 12 до 20 часов без перерыва, а неиспользованные бюллетени ежедневно опечатываются по окончании голосования. Голосование на дому проводится только при указании избирателем причины невозможности проголосовать на избирательном участке.

Процедура подсчета голосов проводится с демонстрацией каждого бюллетеня с расстояния, позволяющего видеть наблюдателям отметки на нем.

Применение указанных норм на практике позволит сделать избирательный процесс действительно открытым, что восстановит доверие избирателей к выборам в Беларуси как инструменту делегирования своих прав достойным кандидатам представлять законные интересы граждан в органах государственной власти, в том числе и на посту президента».

Когда Палата представителей будет рассматривать законопроект Анны Канопацкой?


– По регламенту теперь с главное правовое управление должно дать свое заключение – соответствует ли пакет документов требованиям белорусского законодательства, – говорит Анна. – Но как скоро я получу ответ – пока не ясно, точные сроки не прописаны.

– Вам хотелось бы, чтобы законопроект рассмотрели на этой сессии?

– Вначале законопроект должна рассмотреть профильная комиссия. И именно она рекомендует его к внесению на сессию.

– Так успеют рассмотреть на этой сессии проект альтернативного Избирательного кодекса или нет?

– У нас законопроекты принимаются в одну сессию в двух чтениях. А что будет с этим законопроектом – не знаю. Пока жду.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На какие моменты обращали чиновники, оценивая поправки в Избирательный кодекс?


Вадим ИПАТОВ, директор Национального центра законодательства и правовых исследований:

«Досрочное голосование – распространенная практика»

«Выборы депутатов и других лиц, избираемых на государственные должности народом, являются всеобщими. Наличие в законодательстве механизма досрочного голосования служит существенной гарантией обеспечения данного ключевого принципа избирательного права, поскольку не все избиратели имеют возможность в день голосования прибыть на участки. Голосование досрочно, не объясняя при этом причины невозможности прийти на участок в основной день выборов, – распространенная практика в мире (например, в США, Финляндии). В отдельных странах (например, в Российской Федерации) избиратель вправе проголосовать досрочно только в случае уважительной причины (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины), по которой он будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке. Для этого избиратель, голосующий досрочно, подает в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования, но ее документального подтверждения от него не требуется.

Кроме того, отмечаем, что организация и проведение досрочного голосования осуществляется участковой комиссией в штатном режиме и не требует от нее дополнительных организационных или финансовых затрат (например, как при организации голосования по месту нахождения избирателя).
В целях обеспечения доверия к процедуре досрочного голосования полагаем оправданным: определить требования к организации досрочного голосования (в каком составе участковая комиссия организует досрочное голосование); определить требования к пломбированию или опечатыванию ящиков для голосования в первый день досрочного голосования; закрепить подробный порядок вскрытия и заклеивания прорези для опускания бюллетеней в ящике для голосования.

Геннадий ДЫСКО, заместитель Генерального прокурора:

«Нарушений не выявлено…»

«Представленные предложения по корректировке Избирательного кодекса основаны на рекомендациях БДИПЧ/ОБСЕ, высказанных, в том числе, по итогам прошедших в сентябре 2016 года выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь шестого созыва, о необходимости дальнейшей доработки вопросов обеспечения прозрачности процедуры подсчета голосов избирателей и участия в этом наблюдателей.

Однако данные замечания носят субъективный характер, поскольку нарушений, связанных с подведением итогов выборов в ходе избирательных кампаний, органами прокуратуры не выявлено.
Кроме того, считаем, что оценка актуальности таких рекомендаций является исключительной прерогативой Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов с учетом ее компетенции и опыта организации избирательных кампаний.


При этом факты, свидетельствующие о воспрепятствовании ведению предвыборной агитации, осуществлению гражданами права свободно избирать и быть избранными, работе избирательных комиссий, а также о подлоге документов по выборам, нарушении тайны голосования, заведомо неправильном подсчете голосов или ином искажении результатов голосования, при проведении избирательных кампаний не выявлялись.
Например, имели место единичные случаи нарушения законодательства о выборах, связанные с несоблюдением установленных статьей 49-1 Избирательного кодекса сроков рассмотрения обращений».



Поделиться