АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Выборы-2019 Изменение Конституции Европейские игры в Минске Куропаты Беларусь-Россия Убийство Павла Шеремета

Андрей Вардомацкий: Феномен Зеленского - он активизировал молодежь

Накануне инаугурации Владимира Зеленского руководитель Белорусской аналитической мастерской (BAW, Варшава) профессор Андрей Вардомацкий назвал в беседе belgazeta.by четыре причины победы нового президента Украины и рассказал, как будет падать его рейтинг в ближайшие месяцы.

Андрей Вардомацкий: Феномен Зеленского - он активизировал молодежь
«ЭТА КАМПАНИЯ ВОЙДЕТ В УЧЕБНИКИ»

- Вы смотрели сериал «Слуга народа», где Владимир Зеленский сыграл роль учителя Василия Голобородько, который становится президентом Украины? Каково ваше мнение об украинских выборах в контексте этого сериала?

- Последние украинские выборы не являются предметом моих специальных научных интересов, но сериал был мне интересен с социологической точки зрения. В кино часто показывают явления, касающиеся общественного мнения. Оценивая эти вещи с точки зрения понятийного социологического аппарата, можно узнать очень много. Например, что желаемая украинским народом скорость изменений и реформ была больше, чем у президента Порошенко. Что стало, к слову, одной из причин его поражения.

Я не знаю, были ли четыре года назад у Зеленского планы стать президентом, когда был запущен «Слуга народа», но сериал стал не просто началом, а самым существенным элементом всей его предвыборной кампании. И в этом уникальность кампании, которая, безусловно, войдет в учебники. Я бы даже сказал, что это одна из лучших, если не лучшая предвыборная кампания, которые я знаю.

- «Лучшая предвыборная кампания», которая была основна на примитивном сериале с довольно посредственной игрой главного героя?

- Это - всего лишь ваше субъективное мнение. Вы рассуждаете как художественный критик, в терминах «нравится - не нравится». А рассуждать надо в терминах «работает - не работает». С точки зрения воздействия сериала на общественное мнение - оно было колоссальным. Произошло тотальное несовпадение представлений Порошенко о доминантах общественного мнения с реальным общественным мнением.

- Но ведь его команда наверняка прибегала к услугам социологов - что произошло в таком случае?

Андрей Вардомацкий 

- Порошенко - очень богатый человек. По пирамиде Маслоу, если реализуются базовые потребности, то вся мотивационная потребностная структура человека трансформируется - он видит окружающую его действительность уже с иной точки зрения. Предвыборная кампания Порошенко и вообще вся его деятельность базировалась на трех китах: армия, церковь, язык. По каждому из этих направлений он сделал очень много. Но дело в том, что, когда Порошенко их реализовывал, общественное мнение было структурировано радикально иначе. Оно тое базировалось на трех «китах», но совершенно других: зарплата, холодильник, работа. Если представить себе мишень как средоточие ожиданий избирателей, куда должен был попасть Порошенко, то у него было три полных промаха.

Конечно, социологи всё это ему говорили. Но есть такая вещь, как парадигматика, когда квадратное кажется треугольным, когда реальность не воспринимается. Потому что внутренние субъективные взгляды человека другие, и они просто не вмещают факты.

«КАНДИДАТ СТАЛ ОТВЕЧАТЬ ЖЕЛАНИЯМ КАЖДОГО»

- Получается, что команде Зеленского, в приципе, ничего не нужно было делать - просто поднять на свои флаги то, что не заметил Порошенко.

- Это - упрощение, потому что команде Зеленского и ему самому нужно было делать очень многое. Вообще, это были потрясающие выборы, там были фантастические находки. Скажем, внесенный в бюллетени другой человек с фамилией Тимошенко, но другой Тимошенко. Или Смешко, которому украинский телеведущий Гордон сделал 6% только фактом своих программ с его участием. Но кампания Зеленского была просто блестящей. Во-первых, сериал «Слуга народа» - выдающаяся технологическая находка, которую уже не повторить. Специфика избирательных технологий заключается в том, что это - инструменты одноразового пользования.

«Слуга народа» имел большое количество последствий, и самое главное звучит так: трансформация виртуального в реальное. Это означает, что человек, который предъявлялся широкой публике как виртуальное явление, трансформировался в сознании людей в реального кандидата. Мы сейчас говорим не о том, что Зеленский зарегистрировался и стал реальным кандидатом - он стал реальным кандидатом еще до того, как заявил о президентских амбициях.

- Это произошло тогда, когда украинцы полюбили Василия Голобородько?

- Именно так. В этой трансформации виртуального в реальное - первая причина победы Зеленского.

Вторая - присутствие в массовом сознании этого образа и долгая работа с сознанием электората образа Голобородько. Произошел так называемый sleeper effect: когда человек получает какую-то информацию, он сначала ее может не воспринимать, но в результате долгого присутствия в сознании она становится реальной и правдивой. Два года длился сериал, два года «работал» в массовом сознании этот образ, и к моменту избирательной кампании позитивный имидж укоренился, кристаллизовался и, если можно так выразиться, затвердел в массовом сознании.

Третья причина - произошло явление, которое вообще очень редко встречается в динамике массового сознания, когда образ заполняется тем содержанием, которое хочет каждый конкретный избиратель. Почему так произошло?.. С одной стороны, у Зеленского не было конкретных программных заявлений. С другой, уже был создан светлый образ правдолюбивого парня из народа - Голобородько. И получилось, что каждый избиратель, имея эту основу, мог вкладывать в нее все, что хотел. Зеленский-то молчал! Но образ уже был в сознании! И в результате произошел такой феномен, что кандидат Зеленский стал отвечать желаниям каждого избирателя! Каж-до-го! Ему удалось соединить самые разные социальные слои населения.

На самом деле Порошенко - гораздо более продвинутый политик, он больше знает, он более опытный менеджер на уровне страны, он знает технологию и конкретику шагов, какие нужно совершать дальше. Он уже вычленил доминантные точки развития экономики, сформировал пошаговый план вступления Украины в НATO и т.д. Но поскольку скорость реальных изменений была радикально ниже, чем желание перемен у народа, то массовое сознание сместилось в сторону Голобородько-Зеленского. Здесь и случился этот феномен - индивидуализация наполнения. Если я люблю Pink Floyd, то и Зеленский любит. Если мне нравятся корейские автомобили, то Зеленскому-Голобородько они тоже нравятся. Если меня достала коррупция, то и Зеленского она достала тоже, и он будет бороться с ней со страшной мистической силой и победит за неделю. Я сейчас привел только три примера, но так происходило с миллионами людей в Украи-не - персонализация наполнения конкретного образа. Произошло уникальное сочетание общего позитивного имиджа с отсутствием конкретики в его программе. Я называю это «мастерством молчания». С одной стороны, это происходило намеренно, а в каких-то ситуациях он действительно не знал, что сказать. А с третьей стороны, как актер, он понимал значение паузы: иногда лучше промолчать, чем что-то сказать. Таким образом, эта индивидуализация наполнения привела к тому, что Зеленский для каждого стал своим. И не просто своим - своим хорошим.


И еще одна, четвертая причина победы Зеленского - мистификация общественного мнения. Когда так долго, так много лет ничего не получается, возникла потребность в чуде, магическом, мгновенном преобразовании и решении всех проблем. В массовом сознании присутствовало желание большой скорости перемен. И люди поверили в то, что он сможет сделать. Зеленский стал носителем чуда. Ни в какой другой ситуации ни одна команда не смогла бы сформировать потребность в чуде - потребность в чуде сформировала сама жизнь. И это сыграло на руку Зеленскому.

«ТЕЗИС О НЕОПЫТНОСТИ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТИННЫМ»

- Вы много позитивного сказали о Порошенко как о президенте. Что вы думаете о Зеленском? Не о Голобородько, а Зеленском?

- Очень распространено мнение, что Зеленский не имеет практического опыта и т.д. Я смею утверждать, что это не так. И причина опять-таки в сериале. На протяжении двух лет он был погружен в эту реальность. Чтобы актер хорошо что-то сыграл, это вовсе не значит, что он хорошо поставленным голосом что-то скажет. Чтобы хорошо что-то делать, надо знать предмет. Так вот, Зеленский за эти два года внутри себя проигрывал множество ситуаций и проблем, которые стоят перед реальным президентом. Зеленский проживал виртуально-реальную президентскую жизнь.

- Не хотите же вы сказать, что за эти два года он научился быть президентом?

- Я хочу сказать, что внутри себя он прожил варианты принятия решений, которые в реальной жизни должен принимать президент.

- И все же это разные вещи - быть президентом в кино и быть президентом 40-миллионной страны, в которой идет война.

- Послушайте, уважаемая Марина. Когда ученый пишет отчет...

- …реальный отчет, прошу заметить, не играя в кино.

- Ученый занимается какой-то темой. И в этой теме, еще не зная эмпирики, он проигрывает устройство элементов и их взаимодействие. Когда же приводят факты и цифры, он просто видит, что сработала одна из схем, множество которых он уже давно придумал.

- Но какое отношение это имеет к актеру Зеленскому?

- Механизм тот же. В своем сознании он отработал существенное количество различных схем, которые ему придется решать в реальной жизни. Этот как пилот, который, прежде чем полететь, отрабатывает технику на симуляторе.

- Можно сказать, что Зеленский в этом фильме прошел курсы президента. Но это ведь не значит, что он будет хорошим президентом.

- Никто не знает, каким он будет президентом. Но тезис о неопытности Зеленского не является истинным. И, к слову, еще одна вещь. В чем причина многих референдумов, брексита того же? Неучастие молодежи.

Так вот, феномен Зеленского заключается в том, что он активизировал молодежь - и она пришла на участки. Общая явка избирателей на нынешних выборах была такая же, как на выборах Порошенко в 2014г., - 61%. Но молодежи в возрасте 18-21 лет участвовало в 1,4 раза больше. И перетекаемость голосов во втором туре к Зеленскому была в пять раз больше, чем к Порошенко.

- Чем Зеленский активизировал молодежь?

- Своим образом!

«МАСТЕРСТВО ПОПУЛИСТСКОГО АФОРИЗМА»

- Его самостоятельные выступления как комика оставляют удручающее впечатление - это такой Петросян, только моложе.

- Вы второй раз приводите свои оценки как общезначимые. Первый раз вы сказали, что фильм «Слуга народа» примитивен, а сейчас вы оцениваете выступления Зеленского на уровне Петросяна. Я не оценивал художественный уровень этого фильма, я оценивал его функционал в избирательной кампании. А он огромен. Кстати, уверен абсолютно, не будь этого фильма, Зеленский никогда бы не принял личного решения пойти в президенты. Так что слово «примитивно» здесь неуместно. По поводу его талантов как комика. Это он вам не нравится! Но когда вы рассуждаете про социум, нужно взять за волосы свои личные вкусы и выбросить. И попытаться подумать о том, как реагируют большие социальные группы. А большие социальные группы реагировали на то, что вы назвали «Петросяном», с фантастическим энтузиазмом.

Выборы - это не процедура голосования экспертного сообщества. Выборы - это процедура голосования среднестатистических граждан. Еще одно достижение команды Зеленского я бы сформулировал так: мастерство популистского афоризма. К примеру, вот это, совершенно блестящее: «Каждому врачу и учителю - реальную зарплату, каждому коррупционеру - реальный срок!» А?!

- И это блестяще?! Это - чудовищный и примитивный популизм!

- Но это блестяще работает! И сработало блестяще!

И, конечно, у Зеленского очень сильный характер. Я слышал в YouTube его спор в телестудии по телефону с Порошенко. Додавливал он его просто железно. Поэтому все эти разговоры про неопытного «мальчика»... Внутри этого «мальчика» - металлический стержень.

Нужно отметить еще одну отличительную особенность его кампании. У Зеленского была очень хорошая кампания в интернете - лучше, чем у Трампа. У Трампа была блестяшая таргетизация. Но Трамп работал с текстом, а Зеленский - с визуальным материалом. Он выступал, говорил, смешил, пел. Любое визуальное воздействие обладает более мощным влиянием, чем текст.

- А что дальше?

- Рейтинговый обвал будет непременно. На 8-10% каждый месяц рейтинг будет падать. Чтобы сдвинуть экономику, нужны не комические усилия. И коррупцию никаким клоунским носом легко и просто не подцепить. И никакая рука фокусника не наполнит мгновенно кошельки. Опять скорость перемен будет меньше, чем ждет общество.

А потом... Дело в том, что Зеленский лучше работает с общественным мнением, чем Порошенко. Порошенко если что-то и делал, то не умел это показать. А команда Зеленского - умеет. Даже если будет меньше сделано, оно все равно будет лучше показано.



09:29 17/05/2019
Поделиться



Загрузка...