Станет ли Лукашенко "основателем мира - Лидером нации"?

Политолог Андрей Елисеев увидел новые нюансы в "Большом разговоре" Лукашенко. Он не исключает, что среди прочего, в Конституцию внесут определённый статус Лукашенко по примеру Назарбаева в Казахстане и Рахмона в Таджикистане.

Станет ли Лукашенко "основателем мира - Лидером нации"?
Андрей Елисеев анализирует это на своей странице в фейсбуке.

«Так называемый «Большой разговор» с Лукашенко — огромный пиар и спектакль с мизером заранее не заготовленных эпизодов, — считает Елисеев. — То, что за семь часов было сказано почти ничего нового, — для Лукашенко не проблема.

Суть долгой говорильни — вовсе ни в каких-то конкретных цитатах и высказываниях. Их все качественно новые можно было уложить в 10 минут, а не в 7 часов. Значимость «Большого разговора» была в контексте и преподнесённых госпропагандой нарративах:

— Фактически «Большой разговор» стал водоразделом второй, более активной фазы президентской кампании Лукашенко. Сама кампания началась ещё в прошлом сентябре и идёт полным ходом уже полгода, — пишет Елисеев. — Тот факт, что Лукашенко однозначно высказался, что будет баллотироваться снова, просто обозначил старт следующей фазы кампании.

— Закрепление образа чрезвычайно открытого, мудрого правителя, отзывчивого к проблемам «простых людей». Восхищению госпропаганды не было предела: «Далеко не каждый лидер на такое решится», «Свой вопрос мог отправить любой желающий», «За президентом в прямом эфире без сомнения смотрела вся Беларусь» (создание иллюзии мифического провластного большинства).


Вся суть в этом прогоне на телеканале «Беларусь 1»: 

«Всех экспертов президент выслушал внимательно и не перебивая. На вопросы отвечал обстоятельно и с аргументами, задавая высокую планку в политической культуре. Нам бы, журналистам и экспертам, между собой так научиться говорить!.. 

Ни фейков, ни хайпа, ни фабрик ботов и постановочных телешоу. Ни одному телеканалу и порталу, как в ЕС, рот не закрыли, иностранными агентами не объявили. Ни одному журналисту за неудобные вопросы микрофон, как Штатах, не отключили».

Интересный сдвиг большого нарратива «я сам единовластно решаю как посланец народа» на «я патриарх, но вы все тоже в деле и несёте ответственность». Он возник не сейчас, но ярко проявился в «Большом разговоре». 

Проведя очень грубую аналогию, Лукашенко всё очевиднее претендует на роль британской королевы: желание обладать безграничным авторитетом и властью (в белорусских реалиях, благодаря полностью подконтрольным СМИ и всех ветвей власти) и быть главным по умолчанию, но при этом всю ответственность за события в разных сферах отводить конкретным чиновникам или сегментам системы (в том числе и провластным экспертам), находящиеся под ним. 

Это замах на нечто большее, чем статус руководящего «суперпрезидентской» республикой. Вероятно, в этом направлении Лукашенко и хотел бы поменять конституцию.

Речь о том, что Назарбаев разрешил для себя в 2010 году, а Рахмон — в 2016-ом - об определённом статусе лидера нации (пусть и не в этой терминологии), который обеспечил бы пожизненный иммунитет от судебного или иного преследования для него и его родственников, неприкосновенность активов, гособеспечение и обязанность госорганов согласовывать с ним все основные инициативы внутренней и внешней политики страны даже после покидания поста президента и др.

Статус этот может быть учреждён специальным законом как то было сделано в странах Центральной Азии, но в связи с этим некоторые правки в политическое устройство и необходимую отсылку придётся внести и на уровне Конституции.


Придумывать тут сильно ничего не придётся. За основу может быть взят Конституционный закон Республики Таджикистан от 14 ноября 2016 года. Только поправить Таджикистан на «Беларусь» и ещё минимальные моменты. В остальном всё чинно соответствует нарративам госпропаганды. Вот выдержка:

«Основатель мира и национального единства - Лидер нации является выдающейся исторической личностью нации… внёсший заметный вклад в создание системы государственности суверенного Таджикистана, установление конституционного строя, достижение мира, национального единства и в соответствии с Конституцией 1994 года избранный всенародным голосованием первым Президентом Республики Таджикистан, внёсшим достойный вклад в построение суверенного, демократического, правового, светского и социального государства, предотвратившим распад нации, исчезновение государства и избавившим народ от гражданской войны, осуществившим великие судьбоносные свершения в политическом, социально-экономическом, культурно-историческом развитии независимого государства Таджикистан», — приводит пример Елисеев.

Поделиться



Загрузка...
Загрузка...