Осенний индекс национальной безопасности Беларуси оказался на нуле

Распад международных договоров и постепенная милитаризация региона привели к тому, что индекс национальной безопасности, составляемый экспертами "Минского диалога", оказался на нуле.


При этом уровень региональной напряженности перешел из зеленой в желтую зону, что означает наличие военной и другой активности, способной привести к эскалации напряженности.

Такой вывод делают аналитики экспертной инициативы «Минский диалог» в новом выпуске Минского барометра, в котором анализируются события сентября-октября текущего года.

Несомненно, важнейшим событием, повлиявшим в том числе и на эскалацию напряженности,  стал распад договора по РСМД —  20 октября президент США Трамп заявил о намерении выйти из данного соглашения. 

Впрочем, Минск пытается не подвергать излишнему риску свои отношения с США в ситуации, когда белорусское правительство не способно ничего изменить. Поэтому в интервью РИА «Новости» министр обороны Беларуси осторожно заявил: «Я думаю, что выход из этих соглашений приведет к… росту напряженности в плане гонки вооружений. Это лично мое мнение». 

Ранее МИД отмечал, что отказ от данного договора повредит не только региональной, но и глобальной безопасности.

Еще одним важным фактором, определяющим ситуацию в регионе, было все более широкое вовлечение внешних для региона акторов в конфронтацию. В первую очередь это касалось американской роли. 

В ходе визита в США 18 сентября польский президент Анджей Дуда заявил, что его правительство считает целесообразным создать на польской территории постоянную военную базу США. По его словам, такая база является единственной гарантией безопасности Польши.

Наряду с США активизировалась и Германия. В немецком Ростоке началось строительство нового командного центра немецкого флота и кризисного штаба для военно-морских сил НАТО или операций ЕС на Балтике. 

Этот шаг олицетворяет смещение фокуса операций немецкого флота в сторону Восточной Балтики, поскольку новый центр будет расположен гораздо восточнее существующего в Фленсбурге .

Эксперты считают, что региональная конфронтация будет медленно нарастать, а границы между блоками становиться все более четкими. На это указывают инвестиции, осуществляемые всеми сторонами, кроме самой Беларуси, в строительство военных объектов, перевооружение своих сил, привлечение союзников к соответствующей деятельности.

Но, несмотря на демонстративную милитаризацию региона всеми сторонами, кроме Беларуси, эти усилия все же будут довольно ограничены по размаху. Даже в случае воюющей Украины, военные усилия останутся скромными, а Киев явно не справляется даже с задачами минимального перевооружения ВСУ.

Беларусь будет стремиться избегать втягивания в конфронтацию. С одной стороны, это означает максимально возможную демилитаризацию мер безопасности, даже касающихся прикрытия южной границы. 

С другой - продолжение сотрудничества с Россией и ОДКБ по сложившейся модели и активные контакты с НАТО, в том числе и с отдельными членами НАТО, как в отношении прозрачности военной деятельности, так и прямого сотрудничества. Т.е. это укрепление политики «стратегического хеджирования» через наращивание связей со всеми, а не политика изоляции через сокращение контактов.

Кроме того, считаю эксперты, Минск будет делать упор на обеспечение национальной безопасности своими силами. Это неизбежно означает переустройство архитектуры национальной обороны в пользу более легковооруженных и подвижных сил. Это также означает ставку на закупку продукции национальной оборонной индустрии либо импорт техники и технологий из стран помимо России (например, КНР).

Поделиться