"Политика бесстыдства". Что не так с поляками, которые запрещают всем говорить о Холокосте

В Польше вводят закон, который угрожает нам тремя годами тюрьмы за фразу «польские лагеря смерти» и любое упоминание о причастности их нации к Холокосту.

"Политика бесстыдства". Что не так с поляками, которые запрещают всем говорить о Холокосте
1 из 4
Мемориал в Освенциме. 27 января 2018 года Kacper Pempel / Reuters / Scanpix / LETA
Создатели законопроекта считают, что так они берегут свою историю, но мировое сообщество и даже сам народ Польши видит, скорее, желание очистить собственную историческую репутацию. kyky спросил историков, зачем полякам этот закон и можем ли мы все открещиваться от Холокоста.

Экс-президент США Барак Обама однажды в 2012-м году произнес фразу «польские лагеря смерти» в памятной речи о подвиге лидера польского Сопротивления Яне Карском. Конечно, ему тогда пришлось извиняться. 

Ещё один бывший президент – Александр Квасьневский, экс-глава Польши – в 2001 году официально принёс извинения народу Израиля за погром и массовое убийство евреев, совершённое поляками в Едвабне в июле 1941-го. 

Извинился спустя 60 лет, потому что до 2001 года считалось, что виноваты в преступлении немцы. По сути, до сих пор страны-участницы Второй мировой натыкаются на хрупкие моменты своей истории – и тогда приходится извиняться друг перед другом.

Но недавно крыло польской националистической партии «Право и Справедливость» предложило законопроект, кардинально отрицающий причастность поляков к Холокосту. Его уже даже поддержало правительство и президент Польши. 

По сути, поляки запретили всем (кроме ученых) употреблять формулировку «польские лагеря смерти» к находившимся на территории Польши нацистским концлагерям. А еще осудили идеологию украинского национализма и ввели ответственность за отрицание преступлений, совершенных украинскими националистами в годы войны. Наказание предусмотрено, мягко говоря, строгое – до трех лет лишения свободы.

«Отрицание Холокоста – это не только отрицание преступлений немцев, есть и другие способы фальсификации истории. Примером наихудшего варианта этой лжи можно назвать ситуацию, в которой некто снимает ответственность с тех, кто действительно виновен в преступлении, и возлагает ее на их жертв. Мы хотим бороться с этой ложью», – поясняет премьер Польши Матеуш Моравецкий. 

Сказано это достаточно героично, но многие как минимум с удивлением отнеслись к такой мотивации и назвали решение поляков желанием переписать историю под себя, очистить репутацию страны. Что уж и говорить – теперь отношения Польши с Израилем и Украиной напряглись.

KYKY поговорил с беларускими историками Антоном Денисовым и Игорем Мельниковым, чтобы понять, насколько корректировки (и фальсификации) исторических событий опасны, почему для поляков так важна эта история и причастны ли к Холокосту сами беларусы, ведь и само Едвабне когда-то считалось БССР.


Ігар Мельнікаў: «Антыгабрэйскія пагромы здараліся не толькi ў Польшчы»

«Антыгабрэйскія пагромы здараліся ня толькі ў 1940-х. Адзін з пагромаў быў 1937-м годзе ў Берасці. У Горадні – тады гэта была польская тэрыторыя – у 1935-м годзе таксама быў пагром. І там, і там былі досыць сваеасаблівыя выпадкі. У Берасці паліцыя паспрабавала разабрацца з габрэйскімі забойшчыкамі цялят. Яны напалі на паліцыю і забілі аднаго паліцыянта, а ў адказ пайшлі біць габрэйскія крамы. 

У Горадні была падобная сітуацыя, і таксама былі досыць моцныя наступствы: некалькі дзён нават высылалі паліцыю з цэнтральных ваяводстваў. І пра Берасцейскі пагром нават пісалі ў амерыканскім часопісе «Лайф», то бок гэта разышлося досыць гучна.

У кожным горадзе ў міжваенны час было шмат габрэяў: яны займаліся бізнэсам, гандлем, грашовымі справамі – банкірамі былі. Таму, канешне, былі «цёркі» паміж славянскім і габрэйскім насельніцтвам.

Што тычыцца перыяда нацысцкай акупацыі, тут сітуацыя была іншая, таму што нацысты самі правакавалі мясцовае насельніцтва знішчаць габрэяў. І гэта было звязана ня толькі з Польшчай.

Калі на тэрыторыі Польшчы былі праявы, напрыклад, знішчэння ці выдачы нацыстам габрэйскага насельніцтва, то на тэрыторыі Беларусі таксама былі выпадкі, калі мясцовая беларуская паліцыя ўдзельнічала ў Халакосце. Гэта шматлікія выпадкі.

У мяне ёсьць вялікі матэрыял, я сам знайшоў гісторыю: у Ішкалдзе – гэта невялічкае мястэчка было (Баранавіцкага раёна Брэсцкай вобласці) – беларускія паліцаі пад камандваннем нямецкага афіцэра забілі габрэйскую сям'ю. І гэта была вялікая трагедыя, да сёння там няма ніякага мемарыяла. Але я знайшоў сведкаў, якія расказвалі, што гэта былі мясцовыя жыхары і нямецкі афіцэр імі камандваў.

З другога боку, таксама варта памятаць 1939-ты год. Значная колькасць габрэяў падтрымала далучэнне Заходняй Беларусі, Заходняй Украіны да СССР. Яны там удзельнічалі ў арыштах палякаў, яны насілі красныя чырвоныя павязкі, ну, і шмат іх пайшло у камуністычны рух. 

Таму ўсё неадназначна. Варта разумець, што тыя падзеі – гэта супрацьстаўленне розных прадстаўнікоў розных нацыянальных груп, грамадскіх груп паміж сабой.

Чаму так шмат было габрэяў на тэрыторыі Беларусі і Ўкраіны? Гэта «прэславутая» рыса габрэйскай аседласці, якая была ўведзена Кацярынай Другой. Габрэі ня мелі права заязджаць за гэтую рысу. Таму яны канцэнтраваліся тут, у Беларусі, ва Ўкраіне, на тэрыторыі Літвы. Ну што казаць, калі ў Кіеве быў Бабій Яр – у першыя тыднi ў акупацыі ўсіх габрэяў сабралі і там расстралялі. Насамрэч гэта ўсё было звязана з дзейнасцю украінскіх паліцаяў.

Антысемітызм быў i на пачатку Другой сусветнай вайны, але гэта не была дзяржаўная палітыка Польшчы. Гэта быў бытавы настрой.

Але не толькі ў Польшчы былі антысеміцкія выступленні. Палякі нічым не адрозніваюцца ад беларусаў у гэтым сэнсе. Гэта было паўсюль! І ўзроўню антысемітызму ў Польшчы ў гэты момант не было вышэйшага, чым на тэрыторыі Ўкраіны ці Беларусі.

Палякі выдатна ведаюць сваю гісторыю i глыбока яе даследуюць – беларусам у гэтым сэнсе варта ў іх вучыцца. Яны не ўводзяць турэмныя тэрміны за адмаўленне ўдзелу ў Халакосце – гэта турэмны тэрмін за выкарыстанне паняцця «польскі канцэнтрацыйны лагер». 

Такі тэрмін у сучаснай гісторыі ўпершыню выкарыстаў прэзідэнт ЗША Барак Абама. Гэта яшчэ раз сцвярджае, што гісторыя адыгрывае важнейшую ролю ў палітычным і грамадскім жыцці. Ня можа быць такога, што людзі, ня ведаючы гісторыю, займаюць вялікія пасады i спакойна сябе адчуваюць, калі карыстаюцца неправеранымі фактамі. 

У кожнай дзяржавы ёсьць свая стратэгія, у тым ліку – ў гісторыі. Кожная дзяржава павінна абараняць сваю нацыянальную пазіцыю. Часам гэта перахлёстваецца ў нацыяналізм, гэта банальна правакуе Польшчу на паўтарэнне памылак, якія яна рабіла, напрыклад, у 1930-я гады.

Тут яшчэ ўпісваецца, мне падаецца, вялікая палітыка і маніпуляцыя. Абарона нацыянальных інтарэсаў і маніпуляцыя гістарычнымі фактамі – гэта дзьве розніцы. Гісторыя не павінна ператварацца ў нацыяналізм, быць супраць кагосьці. Гісторыя павінна быць з шанавання свайго мінулага.

Такiя скандалы ўзнiкаюць, таму што людзі ня ведаюць гісторыю, а некаторыя палітычныя сілы жадаюць маніпуляваць гэтай гісторыяй. Напрыклад, пад Бабруйскам у габрэйскім доме стаялі нямецкія афіцэры: нармальна жылі, без праблем, без халакоста. 

Але габрэю сказалі: «Калі хочаш жыць – мы рухаемся на Ўсход – бяры пажыткі і за намі ў лес, бо калі застанесся, цябе мясцовыя заб'юць». Ён сабраў сваю сям'ю, павёў у лес. І потым паглядзеў: на наступны дзень, як немцы сыйшлі, мясцовыя прыйшлі і пабілі ўсё ў хаце. 

Гэта звярыны інстынкт, разумееце? Калісьці я абыйшоў у адной вёсцы шэсць дамоў – мне расказвалі, якая прыгожая дзяўчынка была Лея, якую тут расстралялі. Проста прыехалі мясцовыя паліцаі, і адзін афіцэр нямецкі быў. Мясцовыя жыхары, якім загадалі капаць магілы, упалі без прытомнасці – ня вытрымалі гэтага расстрэлу.

На нашай постсавецкай прасторы людзі доўгі час банальна ня ведалі праўдзівую гісторыю сваёй краіны, ім увесь час давалі гэтую гісторыю ў нейкай рэтушы. Пытанне Халакосту зачыненае. З большага, мы ведаем злачынцаў, якія прымалі ўдзел, з большага ведаем ахвяр. Як паказвае гісторыя ў Ішкалдзе, ня ўсіх яшчэ пахавалі, но справа ўсё роўна рухаецца. 

Мне як беларусу асабіста важна, каб беларусы ведалі гісторыю сваіх, у тым ліку беларускіх ахвяр той вайны: хто, за што быў знішчаны – варта ведаць. I таму досвед Другой сусветнай вайны павінен дапамагаць не рабіць памылкі сёння, якія былі зроблены тады. Нам трэба мець беларусацэнтрычны погляд на гісторыю».
#1#
Антон Денисов: «Каждая нация старается утвердить свой национальный миф»

«Если говорить о поправках к закону об «Институте национальной памяти», принятой верхней палатой польского парламента, предусматривающих уголовную ответственность за использование и распространение фактов об участии поляков в Холокосте, то здесь мы можем наблюдать очень любопытную тенденцию. 

Каждая нация старается утвердить свой «национальный миф», который содержит некое позитивное послание. Как правило, любой народ желает видеть себя (и выглядеть в чужих глазах) либо героем (победителем в войне, экономическом, научно-техническом соревновании) либо жертвой (мучеником, пострадавшим «…за кости пращуров своих, за храм своих богов…», как писал Гораций). 

Преступником или злодеем осознавать себя никто не хочет – это вполне понятно.

Выражение «польские лагеря смерти» действительно звучит абсурдно, поскольку они были организованы нацистами на многих оккупированных землях, в том числе и на территории Беларуси.

К тому же Польша подверглась нападению Третьего Рейха, план «Ост» на ее территории действовал и в отношении местного населения. Польские власти подчеркивают, здесь речь идет в первую очередь о международном имидже страны и государства и народа. 

Однако изменения коснулись и определения преступлений украинских националистов и украинских организаций в Польше, сотрудничавших с Третьим рейхом и возможности уголовного преследования лиц, занимающихся отрицанием этих преступлений. В итоге это вызвало как недовольство Израиля, так и протесты Украины.

Польские власти, декларируя консервативные ценности и не брезгуя популизмом, желают еще раз подчеркнуть свою самостоятельность по отношению к Евросоюзу. То есть у этого закона большие политические цели. 

И хотя он подписан президентом Анджеем Дудой, внутри польского общества по нему нет однозначного мнения. Несогласные будут выражать протест. Это может вызвать новый виток напряженности и принятие санкций в отношении Польши. 

По заверениям политиков, закон не подразумевает ограничений на научные изыскания или обсуждение Шоа. Но мы помним, как неоднозначно отнеслись в Литве к работам Руты Ванагайте, в частности к книге «Musiškiai» об участии литовцев в уничтожении евреев, власти даже усмотрели в ней угрозу национальной безопасности. И споры ведутся до сих пор.

Мы сейчас должны пристально наблюдать за событиями в Польше и у других наших соседей. Там, где между странами есть экономические либо политические противоречия, всегда есть соблазн использовать историю в информационной войне, превратить ее в фейк, в орудие пропаганды. Поэтому законодательство государства должно предусматривать запрет ведения подобной деятельности внутри страны. 

В этом плане благородно прозвучало заявление главы Министерства иностранных дел Германии Зигмара Габриэля, который подтвердил, что ответственность за геноцид лежит целиком и полностью на немцах. Кроме этого Габриэль подчеркнул, что тщательный и беспристрастный взгляд на собственную историю, в том числе на ее темные периоды, может привести к примирению и гармонии. Я с ним согласен. Единственный вопрос, готово ли общество к подобным мероприятиям».


Польский ПЕН-Клуб: «Антигерманизм, антиукраинизм и антисемитизм способствуют антиевропеизму»

«Каждый очередной конфликт затевается во имя мнимой защиты Польши от мнимого нападения на ее интересы и репутацию. С маниакальным упорством нас возвращают к военным реалиям, актуальным четыре поколения тому назад. Образ отталкивающе нерациональной Польши усугубляет ее зловещую изоляцию от мира. Пресловутая «политика стыда» уступает место политике бесстыдства, все больше смахивающей на сознательную провокацию.

Провокацией является приглашение депутатом Сейма РП на польский День Независимости пропутинского итальянского неонациста, осужденного в собственной стране за терроризм. С давних пор связанный с английскими националистами, отрицающими Холокост, в речи на открытии Марша Независимости 11 ноября в Варшаве он призывал «захватить улицы». 

Провокационным был выбор даты Международного дня памяти жертв Холокоста (накануне 50-летия позорного польского марта 1968 года) для принятия Сеймом, а затем и Сенатом поправки закона об Институте национальной памяти, а также сопровождавшая этот факт антисемитская шумиха. 

В этом постыдном спектакле отличился директор Второго канала общественного телевидения, который позволил себе в эфире насмешки над геноцидом. Отрицающее Холокост высмеивание газовых камер, известное в практике неонацистов, по-английски называется Holohoax.

Упомянутая поправка к закону, вопреки пропаганде, не ставит целью искоренение неофашизма и лжи, отрицающей Холокост. Она вписывается в пагубную традицию преследования за «оскорбление достоинства» – в данном случае, польского народа и государства.

Лишение свободы за «фальсификацию истории Польши» на основании арбитрального приговора – это идея из области законодательства путинской России. Сущностью закона, принятого обеими палатами, является введение цензурной проскрипции, причем с угрозой многолетнего тюремного заключения. 

Тюрьма грозит за приписывание полякам любых военных преступлений и преступлений против человечества во время войны или даже в 1925-1950 годах (как, например, по отношению к украинцам). Этот цензурный запрет не может не привести к конфликту с народами, сохранившими в памяти примеры таких преступлений.

Цензурная «машина нарративной безопасности», как назвал ее советник президента РП, создает мифологический образ войны, сводящейся к батальным картинам и мартирологии собственного народа. Антигерманизм, антиукраинизм и антисемитизм способствуют антиевропеизму. 

Все сильнее разжигая внешние конфликты, пропагандистская «наррация» по образцу марта 1968 года представляет любое несогласие как государственную измену. Это придает расколу в стране необратимый характер. 

Согласно этой извращенной логике, призывы к совместной защите Польши от внешней критики рассчитаны на обострение внутреннего конфликта. Дай бог независимой Польше пережить этот самоубийственный припадок».

13:43 13/02/2018






(0)
Загрузка...
Loading...