АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Коронавирус Интеграция Ликвидация НГО Политзаключенные Санкции Репрессии Конституционная реформа

Андрей Поротников: Белорусские власти в состоянии поломать интеграционные прожекты Кремля

Этот вероятный бунт - сдерживающий фактор для Москвы в давлении на Беларусь. Есть черта, за которую они не заступят. Опять же, время играет против России.

Андрей Поротников: Белорусские власти в состоянии поломать интеграционные прожекты Кремля
Руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников не верит в аншлюс Беларуси:

"«Российским элитам интересны деньги, им нужна белорусская собственность. И гарантии её сохранности. Условно говоря, им нужен на «троне» в Минске свой менеджер, который гарантирует защиту российской собственности и бизнес-интересов в Сосуде. Но российским элитам также важно интегрироваться в элиту западную. В этой связи аншлюс отменяется. Хотя марионеточный пророссийский режим с видимыми атрибутами независимости для Москвы крайне желателен". 

Нынешнее состояние белорусско-российских отношений и их перспективы в интервью "Белорусскому партизану" анализирует Андрей Поротников.

- Сочинские развлечения Лукашенко с Колей выглядят нелепо, особенно на фоне молочной войны, которую Россия объявила Беларуси накануне Олимпиады. Очень похоже, что наступает традиционное обострение в белорусско-российских отношениях. Это чисто сезонное обострение либо за ним стоит нечто большее? 

- Говорить о некой сезонности обострений я бы не стал. Конфликты - это уже давно норма двусторонних отношений. Далеко не все из них, кстати, становятся достоянием гласности. Есть масса ситуаций, когда официальный Минск вынужден терпеть. Положение обязывает: нужны деньги, страна стремительно теряет субъектность в европейской политике, внутри провал за провалом. 

Кроме того, нельзя сбрасывать с повестки дня фактор Майдана. В Минске соответствующие службы очень внимательно следят за развитием событий у южных соседей. И особенно за ролью России в этих событиях. Мягко говоря, за многими не очень красивыми ситуациями там торчат уши Кремля. И белорусский режим примеряет украинскую ситуацию на себя. В свете 2015 года настроение у белорусской верхушки, думаю, печальное. Тут и Бакиев, как немое подтверждение византийского коварства Москвы, живое подтверждение возможных последствий. Упаси боже, конечно.  

- Россия не спешит давать Минску кредит в 2 миллиарда долларов, которые на новый год Путин подарил Лукашенко. Равно как в Беларусь до сих пор не поступил шестой транш кредита АКФ ЕврАзЕс. В чем задержка?

- Решение о кредите принял Путин. А исполнять его должен Медведев. Проблема в личном отношении исполнителя к А. Лукашенко. Плюс есть желание воспользоваться затруднениями официального Минска и «додавить» вопрос о знаменитых 5 «интеграционных» проектах в области промышленности. 

Кроме того, мутная история с евразийской интеграцией. Минск имеет наглость пытаться отстаивать свои интересы при разработке документов. Вполне вероятно, что кое-кто в Москве уже в принципе не воспринимает Беларусь как субъект торга. А какие у объекта могут быть интересы? Вам говорят – ваше дело подчиняться. 

У нас традиционно принято считать, что в России есть 2 клана: либералы-западники и патриоты-путинцы. На самом деле ситуация гораздо сложнее. С. Белковский считает, что только основных кланов в России порядка 20. У некоторых из них могут быть свои интересы в Беларуси. Прежде всего, финансовые. И кредиты являются средством их продвижения.  

Нельзя забывать и про российскую авиабазу, которая создается не так оперативно, как планировали изначально в Москве. 

Идет сложный и запутанный торг. Который, в придачу, сокрыт от глаз общественности. 

- Самочувствие Лукашенко явно должна подпортить новость о девальвации казахского тенге на 20%. Российский рубль с начала года девальвировался на 7,7%, казахский тенге – на 20%, а белорусский рубль упал только на 1,3%. Партнеры по Таможенному союзу вынуждают Лукашенко девальвировать и белорусский рубль, хотя еще в январе Лукашенко  клялся-божился, что не допустит падения курса рубля ни при каких обстоятельствах.

- Ну, Лукашенко регулярно клянется и божится, причем зачастую в прямо в противоположных вещах. Я не знаток Казахстана и не могу сказать уверенно, чем нам грозит девальвация тенге. Относительно рубля: он может отыграть немного вверх; белорусский рубль плавно будет опускаться вниз, какой-то паритет будет восстановлен. 

Думаю, что информация про обвал в национальной промышленности по итогам января подпортила властям настроение куда больше,  чем тенге. 

- Вынужденное введение утилизационного сбора на автомобили и российские угрозы антидемпингового расследования в отношении белорусского молока свидетельствуют о том, что интересы участников Таможенного союза разбегаются в разные стороны. Чем грозит обернуться для Минска сохранение статус-кво в ТС?

- ТС изначально был "лебедем, раком и щукой". Кроме советского прошлого и авторитарных политических режимов, ничего общего три страны по большому счёту не имеют. Вся эта болтовня про промышленную кооперацию пустая: никто не мешает предприятиям сотрудничать без всяких наднациональных кормушек для чиновников. 

Я изначально придерживаюсь крайнего скепсиса в отношении постсоветской интеграции. У стран просто ещё не сложилась культура взаимодействия, обязательности исполнения принятых на себя обязательств, поиска компромиссов. Т.е. того, на чём стоит Запад. Зато постоянно наблюдаются попытки то купить, то принудить к интеграции постсоветские страны со стороны России. Проблема только в том, что материальные ресурсы России тоже ограничены: купить всех, кого хочется, не получается. 

С другой стороны, и её сила преувеличена. По большому счету, за годы правления Путина удалось создать неплохой пропагандистский аппарат, который скрывает слабость России как государства. Беларусь живет преимущественно в российском информационном поле. Поэтому лубок мощной России на нас действует как удав на кролика. Но я читаю в основном англоязычную аналитику. И могу сказать, что Ирану там отводится гораздо больше внимания, чем России. Во всяком случае, Россию как конкурента там не рассматривают. Слишком слаба. Скорее, угроза как раз в этой слабости и возможной дестабилизации страны.    

- Таможенный союз для Лукашенко из дойной коровы превращается в ловушку. А впереди создание Евразийского экономического союза, который посягает уже не только на экономический, но и политический суверенитет Беларуси. Пойдет ли Лукашенко на полномасштабное участие в новом интеграционном образовании, особенно накануне президентской кампании 2015 года?

- Подписать – подпишет. А вот будет ли исполнять подписанное - отдельная тема. Определяющим будет развитие отношений с Западом. Правда, там интерес к Беларуси на уровне статистической погрешности. 

Думаю, официальный Минск и дальше будет лавировать и затягивать решение наиболее неприятных для себя вопросов в рамках двусторонних отношений. Время работает не в пользу России: расчет белорусов может строиться на том, что в обозримой перспективе у Москвы возникнут острые проблемы на других направлениях. Например - центральноазиатском. И им будет не до давления на Беларусь. 

- Одновременно с экономической экспансией нарастает и российское военное присутствие в Беларуси. Много копий сломано по поводу конституционности или неконституционности присутствия российских военных баз на территории страны. И военное присутствие, похоже, будет только нарастать. Какую опасность несут военные силы другой суверенитету страны?

- Мы становимся заложником отношений России и Запада. Впрочем, натовские базы тоже сделали бы из нас заложников.  Второй момент - российское военное присутствие угрожает будущим двусторонним отношениям: рано или поздно иностранным военным покажут на дверь. Уходить по-хорошему, как показывает опыт Молдовы, Грузии, Украины, Москва может и не пожелать.  Это потребует от отечественной дипломатии серьезной работы в деле избавления страны от иностранных военных и сохранения приемлемого уровня двусторонних отношений между нашими странами. Кроме того, базы – дополнительный стимул вмешиваться во внутрибелорусские политические процессы с целью направить их в нужное для себя русло. 

Возможные выгоды Беларуси от российского военного присутствия значительно меньше потенциальных издержек. Остановимся лишь на планах по получению из России 4 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300, которые выступают своеобразным бонусом к планируемому созданию российской авиабазы в Беларуси. Если ранее передача комплексов была обещана в текущем году, то сейчас речь идёт уже о 2015-м. Стоит обратить внимание, что эти самые 4 дивизиона планируются к поставке ещё с апреля 2011 года. В июле 2012 года сообщалось, что поставки будут произведены в ближайшее время. И вот очередным «ближайшим временем» оказывается 2015 год. 

Относительно вовлечения нашей страны в некие вооруженные конфликты, то сами по себе базы такой опасности как раз не несут. Вероятность конфликта в нашем регионе низка и будет таковой еще довольно долго. Большую опасность представляет втягивание Беларуси в разного рода военно-политические блоки под российским лидерством. Это несет угрозу, что национальный потенциал вооруженных сил будет использоваться для обеспечения иностранных интересов под лозунгом выполнения союзнического долга. Я имею в виду планы по усилению ОДКБ. Пока, слава богу, они «накрылись медным тазом». В основном имеет место пропагандистская трескотня в эфире. Реального наращивания веса ОДКБ не происходит по причине саботажа «партнеров» по блоку. Но это пока.  

- Российская петля все туже затягивается на белорусской шее, что видно и по поведению Лукашенко: опять начались переговоры с Евросоюзом по упрощению визового режима. Но Кремль публично не реагирует на попытки Лукашенко в очередной раз использовать геополитический маятник. Почему Москва так спокойна?

- Потому, что Запад утратил интерес к Беларуси. У ЕС масса внутренних проблем.  Плюс Брюссель пытается поиграть в глобальную политику. Головная боль Европы – Африка.  Отказаться от Украины европейцы не смогут без потери лица. А белорусские власти столько раз плевали в это лицо, что особого энтузиазма сговорчивость Минска в еврокабинетах, уверен, не вызывает.  Есть интерес к экономическому сотрудничеству. Штаты в принципе уходят из региона. По крайней мере, планировали. Возможно, события в Украине скорректируют их курс. А возможно, и нет. 

В любом случае, рассчитывать на то, что Беларусь станет приоритетом политики европейских столиц, пока оснований нет.  

- Последние месяца два на белорусско-российском фронте царит вынужденное затишье. Не потому ли, что Путин, обхватив в медвежьи объятия Украину, боится опять ее потерять, и потерять шансы на возрождение новой империи? Удержать в орбите своего влияния Украину для Путина куда важнее, чем тратить время на Лукашенко – уже все равно никуда не денется.

- Совершенно верно. Украина – ключевая страна постсоветского региона. С Украиной Россия – крупный европейский игрок. Без Украины – просто большая страна с туманным будущим. 

- Беларусь на протяжении последних десятилетий является российским полигоном. Не без помощи правящей российской верхушки в 1996 году в стране фактически совершен государственный переворот; президентская кампания 2010 года прошла по кремлевскому сценарию, который уже испытан и на парламентских выборах в России. Опробированными методами Кремль пытается действовать и в Украине: присутствие российских спецслужб уже ни для кого не является секретом. Беларусь уже не является самостоятельным государством ни в экономических действиях, ни в политических. Удовлетворится ли Россия фактическим поглощением Беларуси или пойдет в своих действиях дальше?

- Стоп! Какой такой кремлевский сценарий в 2010 году? Было бы неплохо, если бы "виновники торжества" со стороны оппозиции, наконец, честно и откровенно рассказали о своих договорённостях с властями и о планах на Площади. Я имею в виду не только тех, кто в выборах участвовал. Но и тех, кто участвовать хотел, да так и не смог. И рассказали не просто в приватных разговорах, что уже, по сути, сделано. А открыто и прилюдно. И не только о том, что было до и во время выборов, но и после разгона. А то писались какие-то пояснительные записки, о содержании которых обещали рассказать народу. Да рассказать забыли. А Статкевич до сих пор ни за что сидит. 

Пора понять, что сценарий был в 2010 году родной, белорусский. А Кремль по факту оказался бенефециаром событий. И попытался ими воспользоваться. Что, кстати, прагматично. 

По поводу несамостоятельности Беларуси. Всё не так однозначно. Действительно, для Запада субъектность Беларуси утрачена, это сфера влияния России. Не потому, что Россия сильна, а потому, что Западу не до Беларуси. Обосновать же свою важность и значимость для него у Минска не получается. По ряду причин, но не получается. Если у белорусских властей будет достаточно политической воли (или отчаяния), то они в состоянии поломать интеграционные прожекты Кремля. Причем громко и со скандалом. Этот вероятный бунт - сдерживающий фактор для Москвы в давлении на Беларусь. Есть черта, за которую они не заступят. Опять же, время играет против России. Не все это понимают, но достаточно посмотреть на динамику изменения этно-религиозного состава населения российских городов-миллионников и многое станет понятным. Это лишь один из моментов. 

По поводу угрозы аншлюса: я в него не верю. Современная Россия не является классическим национальным европейским государством. В основе её внешней политики  не лежат национальные интересы, а лишь интересы правящих элит. Российским элитам интересны деньги, им нужна белорусская собственность. И гарантии её сохранности. Условно говоря, им нужен на «троне» в Минске свой менеджер, который гарантирует защиту российской собственности и бизнес-интересов в Сосуде. Но российским элитам также важно интегрироваться в элиту западную. В этой связи аншлюс отменяется. Хотя марионеточный пророссийский режим с видимыми атрибутами независимости для Москвы крайне желателен. 

- Лукашенко является очень ненадежным союзником. У Москвы есть шанс на президентских выборах 2015 года поставить во главе Беларуси более лояльного и предсказуемого руководителя. Воспользуется ли Кремль этим шансом?

- В ловушку попал не только Лукашенко, но и Кремль. Вмешательство России во властные расклады в Беларуси, страны-члена ТС и ОДКБ, для прочих автократов СНГ будет означать: "Спасайся, кто может!" Радушные объятия ЕС, США, КНР и Ирана для стран СНГ уже широко открыты. Поэтому подкармливать режим в Минске Москва продолжит. Но будет пытаться действовать по принципу Остапа Бендера, т.е. за каждую скормленную калорию требовать массу мелких услуг. 

- После ухода Лукашенко новому белорусскому руководству придется освобождать Беларусь из российского плена. Насколько болезненным и успешным окажется этот процесс?

- "Плен" - это слишком патетично и упрощенно. Между нашими странами имеет место сложный симбиоз. По ряду направлений Россия для нас безальтернативный партнер на многие годы при любой власти.  

Относительно очистки двусторонних отношений от интеграционно-неоимперской белиберды в виде разного рода союзов и договоров, то все зависит от того, кто сменит Лукашенко. Наиболее оптимальным видится приход к власти националистов-прагматиков. Их кстати, немало и во власти, и в оппозиции. 

Если же это будет блок номенклатуры и олигархата или левые либералы-еврооптимисты, то для страны будет не весело. Первые с энтузиазмом займутся разворовыванием остатков госсобственности, торговлей Родиной оптом и в розницу. Со стрельбой и разборками в стиле 90-х. Вторые радостно понесутся в "общеевропейский дом", о закрытые двери которого и разобьют башку.

Поделиться



Загрузка...
‡агрузка...