Светлана Калинкина: Между строк
Письмо Милинкевича стало сенсацией. Многие считают его покаянием и капитуляцией, некоторые – свидетельством того, что Милинкевич играет по сценарию власти; никто не назвал это посланием актом политической мудрости, и абсолютное большинство лидеров демократических сил не высказали готовности поставить под ним свою подпись. В этом смысле очень своевременным оказалось вынесение на заседание политрады демократических сил вопроса, от чьего имени может выступать экс-единый кандидат демократов на президентских выборах. По настоянию лидера левого блока Сергея Калякина эта щепетильная проблема была рассмотрена, и Милинкевичу объяснили, что если нет согласованной позиции политрады, то выступать он может только как частное лицо. В результате послание Александру Лукашенко подписал не лидер демократических сил, а просто Александр Милинкевич.
И все-таки я считаю, что ничего дурного Милинкевич не сделал: он просто подставился.
Чисто теоретически можно представить, на каких условиях Лукашенко мог бы имитировать переговоры с Европой. Но в сценарии европейской игры официального Минска самое слабое звено – оппозиция. Государственная пропаганда усердствует, чтобы ни у кого внутри Беларуси не возникло даже мысли о том, что Лукашенко делает реверансы Европе под давлением своих политических противников. Именно поэтому о том, что глава ПАСЕ Рене Ван дер Линден встречался не только с официальными лицами, но и с лидерами оппозиционных партий – ни слова. О том, что агентство «Рейтер» взяло интервью не только у Александра Лукашенко, но и у Александра Милинкевича – ни полслова. Информация выстраивается так, будто не Минск кинулся искать сочувствия на Западе, а, наоборот, европейские страны вдруг осознали значимость Лукашенко. В этом смысле худшей «помощи», чем рука, протянутая Александром Милинкевичем, белорусский лидер и придумать не мог. Потому вот уже несколько дней государственная пропаганда даже не знает, как отреагировать. Молчит.
Идея переговоров с Лукашенко тупиковая сама по себе. Тот же Александр Милинкевич еще недавно высказывал сомнения в том, что Лукашенко выполнит хотя бы минимум условий Евросоюза. От умиления идеей перевоспитания диктатора Европу предостерег официальный представитель Госдепартамента США. В самом Брюсселе все чаще слышны голоса тех, кто считает нецелесообразным прощать Лукашенко его грехи только потому, что у белорусского лидера испортились отношения с Москвой. Остановить механизм переговоров, работающий вхолостую, сейчас может очень простой ход: Лукашенко должен получить спарринг-партнера. В роли такового и выступил Александр Милинкевич. Если Александр Владимирович более четко сформулирует свою идею, то он просто не оставит Лукашенко шансов морочить голову европейским чиновникам.
В отличие от предложения социал-демократа Владимира Нистюка, которое в свое время тоже стало сенсацией, Милинкевич не выдвигает переговоры как достаточное условие реабилитации режима. Но пока еще четко не формулирует и основное требование – внутренний диалог и политические реформы должны предшествовать внешнему.
Освобождение политзаключенных – важный и гуманный, но, согласитесь, не самый показательный знак готовности к цивилизованной политике.
Возможно, четче сформулировать идею должен даже не Милинкевич, а Конгресс демократических сил. Тем более что демократам есть на кого опереться на Западе, а у Лукашенко в Москве остались только зюгановы-прохановы. Согласитесь, как никогда, удачная расстановка сил.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».