АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Референдум Белгазпромбанк Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис Эпидемия

Александр Обухович: Побочные эффекты

Дело не в том, что государства в экономике слишком много. Дело в том, что государство плохо работает в экономике.


Принципиальный вопрос нашей экономической политики - взаимоотношения государства и экономики. Только ленивый не лягал все наши правительства за ошибки и провалы. Насмерть держится наша власть за «белорусскую модель», несмотря на ее очевидное банкротство. С ехидством либералы тыкают носом власть: экономические показатели частного сектора лучше, чем госпредприятий. Самые широкие массы, разные социальные группы требуют у государства: «Дай!»

С моей точки зрения, дело не в том, что государства в экономике слишком много. Дело в том, что государство плохо работает в экономике, при подготовке решений зачастую исходит из заведомо неверных подходов. К тому же в пропагандистских целях едва ли не все происходящее записывается на счет власти.

На деле, как и для любой небольшой страны с очень небольшой экономикой, многое диктуется внешними обстоятельствами. Особенно, как исторически сложилось, положением в России и ее готовностью поддержать Беларусь.

Побочным эффектом таких пропагандистских фокусов стала консервация в сознании людей атавизма совка: твердой уверенности, что государство им обязано давать, давать и давать. Хотя на деле государство ничего давать не должно: оно просто перераспределяет ресурсы, которые забирает у хозяйствующих субъектов, и те, что одалживает. И тратит их на свои цели. Как общественно-значимые, так и дурацкие.

Перераспределять же оно должно произведенный национальный доход. Разделяя его на фонд потребления и фонд накопления. В фонд потребления входят не только зарплаты, часть прибыли, но и большая часть доходов бюджета. Этот фонд расходуется на общегосударственные нужды, национальную безопасность, инфраструктуру и жилье, здравоохранение и образование.

Все это - безусловные обязанности государства, уровень этих расходов складывается с течением времени, и изменить его достаточно сложно. К тому же уровень расходов определяется не только нашими возможностями, но и внешними факторами: зарплата - зарплатами у соседей, уровень налогов и таможенных платежей - соглашениями типа ЕАЭС. Попытка в 2010г. волевым порядком подтянуть уровень зарплат к российскому привела к девальвациям 2011г.

Сегодня потребление у нас выше произведенного дохода. Потому и лезем в долги. А соседи растут, развиваются. Нам, чтобы удержать народ, надо все больше и больше. А экономика деградирует.

Наша основная проблема в том, что экономика не генерирует национальный доход, достаточный, чтобы содержать уже построенное государство. Отсюда рост долгов, невозможность поднять уровень зарплат и пенсий до соизмеримого с соседями.

Наша власть 26 лет любовно выстраивала государство, полностью провалив развитие экономики до уровня, позволяющего это выстроенное государство содержать. Мало того, под нужды государства проедалось советское наследство. И продолжает проедаться. Например, в этом году предприятия получили право вообще не закладывать амортизацию, изнашивая остатки основных фондов, сделав ставку на нефтегазовую подпитку и кредиты России.

Как результат, поскольку РФ урезала дотации и потребовала интеграции на грани инкорпорации, страна оказалась в глубоком финансово-экономическом кризисе. Пандемия коронавируса из-за падения спроса на российском рынке этот кризис только усугубила. Падение объемов производства и уровня жизни произойдет вне зависимости от результатов выборов: хоть и невелика наша экономика, инерция у нее все равно большая.

Кстати, распространенное среди обывателей заблуждение, что достаточно сократить госаппарат (включая силовиков) и прекратить строить дворцы, чтобы насобирать денег на выход из кризиса, - это заблуждение и есть. Такие меры надо было принимать с 2011г. Сейчас такая «экономия» - крохи, нужно на порядок больше только чтобы удержать ситуацию.

Вывод о том, что кризис приближается, косвенно подтвердил и член штаба Лукашенко г-н Гайдукевич, который заявил, что для реализации идеи Тихановской о повторных выборах у страны просто нет времени, экономика может рухнуть раньше.

Нужна принципиально новая экономическая политика. А кто ее будет разрабатывать? Те, которые сегодня сидят «в кустах»? А они могут? Или отдадим нашу судьбу в руки соседям, с запада или с востока? Но даже для такой разработки нет нужной информации, власть засекретила все, что могла.

И за секретность держится насмерть. Предлагал Всемирный банк помощь в реструктуризации госпредприятий, правда, при условии участия в процессе независимого эксперта. Не надо, еще увидит там лишнее. Предлагал Мишустин срочно подписать унификацию налогов, станут финансы предприятий прозрачны. Не надо, даже за помощь в выборах. Мало того, еще и «вагнеровцев» приплели для скандала.

Никак не поймут наши чинуши, что речь уже не идет о судьбе их гешефтов. Лягут предприятия - гешефтов все равно не будет. Может, наконец, дойдет через кризис, что реформа экономики и в их интересах.

Пока в управлении экономикой приоритетом являются шкурные интересы, сделать ничего нельзя. А потом будет поздно реформироваться, дешевле - строить все «в чистом поле». Но денег на такие «подвиги» нет и не будет.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».