Александр Федута: Из всех искусств для нас важнейшим оказался трейлер

Появление трейлера первого белорусского байопика о национальном классике вызвало и бурю восторга (в «Фейсбук»), и гнев, граничащий с запугиванием (в телеграм-каналах).

Первое в обобщении не нуждается: восторг – он, как известно, и в Африке будет восторгом. Второе же обобщено коллегой на сайте «Наша Ніва» под красноречивым заглавием «Чарнасоценцаў бамбанула ад трэйлера «Купалы»».

Что произошло?


Национальная киностудия «Беларусьфильм» в кои-то веки сняла кино из национальной истории, посвященное главному (до сих пор, несмотря на происки оппонентов «Каяна Лупаки») поэту страны. Стоит сказать спасибо, поскольку наше историческое сознание нуждается в опоре на национально-культурную мифологию, частью которой Купала стал по определению уже давно. Сейчас фильм приблизит его к новому читательскому поколению, как всегда случалось, например, при удачной экранизации классического произведения. После «Идиота» Россия бросилась читать Достоевского, после «Пана Тадеуша» в Польше проснулся интерес к Мицкевичу, а «Пустая корона», гениально напомнившая об исторических хрониках Шекспира, несмотря на всю политкорректность (королеву Маргариту, например, играет темнокожая актриса), оказалась штукой посильнее любой «Игры престолов» – для тех, кто понимает. Таким образом, кинобиография Купалы обречена занять свое почетное место в истории белорусского кинематографа – вне зависимости от кассового успеха и мнения критиков.

Насколько удачным стал выбор главного героя?


Бесспорно, удачным. Поэт на фоне трагической истории – от восстания 1863 года до гибели в военной Москве 1942 года. Есть повод вполне уместно напомнить о революциях, репрессиях, языковой реформе и тому подобных событиях, без которых не только судьбу Купалы, но и судьбу белорусского народа себе не представишь. В этом отношении хрестоматийный глянец, наведенный на канонизированного классика, обречен задавать тон. А отсюда, разумеется, бросающиеся в глаза не только злобным критикам из пророссийских каналов, но и любому, видевшему трейлер, аисты над лугами, крылатые всадники, вероятно, позаимствованные у Богдановича (да, я о «Пагоне»), и публичное чтение осточертевших школьникам стихов о «дурном мужике». Никуда не денемся. Хрестоматия.

Фильм никто из нас пока не видел. Поэтому о трейлере и разговор. А трейлер от фильма отличается подчеркнутой перенасыщенностью образов. Возможно, конденсация этих самых аистов и всадников в самом кино будет значительно ниже, и главный герой будет показан все-таки как фигура полнокровная и сложная, а не как портрет с киноафиши. Очень хотелось бы. Именно поэтому хорошо бы дождаться премьеры, увидеть все собственными глазами, а потом еще и послушать мнение специалистов – историков, литературоведов. Претензии наверняка будут, но если все обсуждение не сведется к сваре противостоящих лагерей восторженных, простите, идиотов и идиотов разгневанных, то следующий байопик о ком-либо из исторических деятелей Беларуси – а его появление я считаю практически неизбежным и необходимым – будет еще лучше, вне зависимости от качества байопика нынешнего.

С аистами, но без «дурных мужиков»


Обратите внимание: я говорю «еще лучше», потому что не сомневаюсь, что фильм о Купале будет принят горячо. И Змицер и Наста Дашкевичи поведут на него своих детей. И таких семейных зрителей будет много – ведь было же много зрителей у «Тутэйшых», поставленных некогда Николаем Пинигиным. А значит, фильм как гражданская акция достигнет поставленной цели. За что впервые можно поблагодарить родное государство.

И здесь важно, чтобы он достиг и цели художественной. Потому что помню одну программу белорусского телевидения эпохи Геннадия Буравкина. Называлась она «Запрашаем на вячоркі». В телевизоре появлялась группа вполне аутентичных бабушек, сопровождаемая двумя или тремя аутентичными дедушками, которые разыгрывали роли молодых девушек и парней, певших песни своей молодости. Оно, вроде бы, было правильно, потому что и бабушки, и дедушки были вполне искренними и песни помнили. Только вот жить после этих программ не хотелось: молодость ушла из обряда, и народная песня выглядела достоянием, обреченным на скорое прощание с нами поколения.

В случае с Купалой и трейлером очевидно: эстетика нового фильма вполне современная. Аист кружит на родной хатой ничуть не менее эффектно, чем драконы в «Игре престолов» или «Хоббите», так что картинка будет востребованной. Вопрос же о том, насколько востребованным останется стихотворение о дурном мужике, адресован – и это понятно – не создателям фильма, а разработчикам школьных программ по литературе. Посему ждем следующий шаг родного государства: современное издание Купалы, способное увлечь молодого читателя. Ну, чтобы с аистами, но без «дурных мужиков». Хочется живую, а не замшелую классику. И реакция на трейлер фильма Владимира Янковского тому свидетельство.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».