Юрий Пшенник: Чего нам не хватает в образовании

Это у кого-то резиденции, а в обычную квартиру столярный верстак, а тем более корову, не засунешь. Да и зачем программисту тратить время на ремонт чайника, если за несколько часов он заработает на три.

В последнее время наш глава государства очень плотно занялся образованием, особенно школьным. Одно совещание за другим. 

СМИ уже вычленили главные мысли из новой «концепции» школьного образования:

1. «Похоже, математиков одних только готовим. Давайте говорить откровенно, не хочу быть ретроградом: нам, наверное, меньше всего в стране нужно в стране математиков. Понятия в математике должны быть, потому что мы в жизни всегда сталкиваемся с математикой. Но в великих математиках потребность меньше всего».

2. «Не дай бог ты не пришел и не освоил программу по лыжной подготовке, по игровым видам спорта, по легкой атлетике. Куда это делось?»

3. И еще про пуговицы, фуганки и яичницу. «Не знает, что такое рубанок, фуганок, стамеска, долото, молоток, топор и как работать ими. Это же нас научили в школе. Почему же мы на это «забили» и так относимся к детям? Почему девчонка не знает, как поджарить яичницу, не может пришить пуговицу?». 

В школе я учился примерно в одно время с нашим главой государства. Однако выводы из того опыта почему-то делаю противоположные. 

Да, совсем не исключено, что тоже неправильные. Поэтому сразу оговорюсь, что этот материал представляет из себя суждения примерно такого же старика как и наш глава государства – реального уже пенсионера. 

То есть очень вероятно, что эти суждения тоже отстали от современных реалий жизни. Но, чтобы получилось объективное суждение, учитывать надо все мнения, а не только мнение одного пожилого выпускника провинциальной школы.

Ну и собственно к воспоминаниям. Да, деревообработке тогда точно учили. Одна безделушка, выточенная собственноручно из деревяшки на токарном станке, валялась дома у матери очень долго. Но этот навык мне не пригодился больше никогда в жизни. 

Запрягать лошадь, косить, доить корову меня дедушка с бабушкой тоже в своё время научили. Но и эти навыки в жизни тоже больше не пригодились. Да и куда в небольшую городскую квартиру засунуть столярный верстак с рубанками и фуганками, не говоря уже про корову. Это ж только некоторые имеют «резиденции», где всё это можно поместить.

А вот относительно слабые знания в математике и физике напоминали потом о себе довольно много лет, как и практически полное незнание иностранных языков. 

Причём полным нулем во всем этом вроде бы и не был. К примеру, был сильно удивлен, что в Германии люди понимали, что я им говорил на их языке. Но всё же знания были крайне недостаточными. 

Когда дошло дело до физики реакторов (я еще и ядерщик в прошлом), вроде как что-то доходило, экзамен-таки сдал на отлично, но понял, что предыдущее образование по этой теме было недостаточным.

С математикой – отдельный вопрос. Это основа всех наук и производств. Ну, настоящих производств, а не слепого копирования китайских образцов. Тоже не хватало знаний, хотя в стародавние времена корень n-й степени из целого положительного числа мог вычислить в уме, хотя и не любого, конечно. То есть не нулевая подготовка, однако слабоватая. 

Причем я о тех временах говорю, сейчас, как пишут, дело с естественными науками еще хуже обстоит. Куда еще планку понижать? Быть может, дело в том, что учебники плохо написаны? Тут надо разобраться специалистам, а не рубить с плеча.

Иное дело, что всему этому по максимальной программе, действительно, не нужно учить абсолютно всех. Это не для каждого подъемно. Ну так они же сами де-факто ликвидировали спецшколы, гимназии по уровню программ низвели до уровня обычной сельской школы, ну и в том же духе. 

НО нельзя учить всех только лыжной подготовке и пришиванию пуговиц – это значит погубить страну, низвести её до уровня колонии или полуколонии.

К тому же власть явно не понимает, что путь вниз гораздо проще, чем подъем к «вершинам цивилизации», выражаясь высокопарно. Пришиванию пуговиц, согласитесь,  обучиться гораздо проще, чем тригонометрии. К тому же последнему бабушка не обучит, это может сделать только школа. 

Кандидат физико-математических наук, если нужда уж очень припрет, сможет работать и дворником, и грузчиком, и даже пуговицы пришивать. Мне знакомы такие примеры. Но вот сможет ли дворник, имея только зачет по лыжной подготовке, преподавать в университете физику или математику? Лично мне такие случаи неизвестны.

Аналогично насчёт косца и программиста.

Иными словами, лучше, чтобы образование было максимально качественным. Чем выше уровень образования, тем больше у человека степеней свободы, а значит – и у страны тоже больше. Конечно, тут возникает вопрос финансов и времени, но стремиться надо к этому, как лично мне кажется. Низводить образование до уровня лыжной подготовки с пришиванием пуговиц это, согласитесь, нонсенс. 

Если же человек, окончив школу, только и умеет, что пуговицы пришивать и яичницу жарить, ну может еще на лыжах стоять, то на современном рынке труда перспектив у такого «специалиста» очень немного. Соответственно нет перспектив и у страны, где образование низведено до такого уровня.

К слову, если чему «нематематическому» может и стоило бы поучиться у предков, так это умению делать всё из ничего, обеспечивать нормальную жизнь на пустом месте, имея только две руки, ну и хорошую голову, естественно. Без всяких многомиллиардных кредитов под «распил». 

У моего деда не было ни рубанков, ни фуганков, ни верстаков, ни станков, но с помощью только ножа, да еще топора иногда, он умудрялся изготавливать широкий ассортимент хозяйственных орудий из дерева. Грабли там, вилы (для сена) и многое другое. Но дураком дед при этом не был, когда стало проще покупать готовое, начал покупать. 

Так и сейчас: если программист зарабатывает за восемь часов на три чайника, зачем ему тратить это время на ремонт одного? Вот это умение обеспечить функционирование хозяйства без кредитов и дотаций, опираясь только на внутренние ресурсы, часто только на свои руки и голову, – это очень важно. 

Как и умение просчитать, куда важнее потратить время: на ремонт чайника или на написание новой программы?

Этому, может, и стоит учить, но это совсем не обучение умению стоять на лыжах и пришивать пуговицы, это совсем из другой «оперы». 

Это уже где-то из области высшей мудрости, которая нынешним косцам исключительно ради процесса косьбы, без оценки экономической выгоды оного, вряд ли доступна.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».