АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Референдум Белгазпромбанк Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис Эпидемия

Павел Усов: По ту сторону добра и зла

Почему политика - "грязное дело"? Потому что "хорошие" и "чистые" люди предпочитают ей не заниматься...

... и она становится сферой деятельности политических проходимцев и авантюристов, которые потом используют или уничтожают «хороших» и «чистых» людей.
Однако гораздо хуже, когда «хорошие», «чистые» и «умные» люди начинают искать оправдание «грязности политики» и говорить о том, что это совершенно естественно и что категории морали, понятия «добра и зла» к политике не должны применятся. 
Другими словами, политика стоит по ту сторону добра и зла, за границами моральных ценностей и понятий, что в свою очередь является новой формой нигилизма.
На мой взгляд, это весьма деструктивное и опасное утверждение, т.к. совершенно избавляет политиков от ответственности и порядочности и еще больше приучает обывателя к мысли, что политика - это грязь и подлость.Нет! Политика никак не может быть поставлена вне морали. 
Политика есть результат человеческой, общественной деятельности, а значит, является частью этой деятельности. А любые (не преступные) взаимоотношения в социуме строятся на неких ценностях, принципах, выраженных в законах. В случае неуважения этих принципов общество ждет саморазрушение.
Политическая деятельность должна быть подчинена принципам морали и закону в первую очередь. В противном случае получается, что вхождение в сферу политики a priori означает индульгенцию. Другими словами: «занимайся политикой и делай что хочешь». 
Получается, что политика находится в неком «запредельном» пространстве, где действуют иные механизмы. Мне трудно дать описание этим механизмам, не опираясь на моральную составляющую. Этого не мог сделать даже Ницше. 
Быть может, за границами «добра и зла» стоит абсолютное господство силы и власти, т.к. мораль и закон были «созданы» для ограничения силы и власти для защиты слабых.
Белорусский философ и политолог Вячеслав Бобрович в дискуссии о сущности белорусской власти пишет: «Для меня сторонники Лукашенко не носители зла, а представители иных политических интересов, с которыми нам все равно как-то предстоит взаимодействовать, искать общий язык»
Получается, что политическая деятельность не может быть оценена и измерена моралью, но политическими интересами. Однако возникает вопрос, чем оценивать политический интерес или «интерес» также исключен из сферы моральности? 
Отдельные мыслители предлагают измерять «интерес» эффективностью проводимой политики. «Эффективность» - тема для отдельного разговора. Скажу только, что многолетнее существование режима Лукашенко может вполне служить доказательством эффективности его политики.
В свою очередь, если политика оценивается не моральными категориями, а «интересом», то последний может служить оправданием любых политических злодеяний и преступлений. Более того, с позиции такого подхода в политике просто не может быть «злодеяний и преступлений», что является моральной оценкой, но есть только специфическое, особое выражение политических интересов, подкрепленное эффективностью.
Рассмотрим, как этот подход работает на практике. Беларусью вот уже 24 года правит Александр Лукашенко, в удержании власти заключается его «политический интерес». Также в его «интересе» - желание править как можно дольше и в перспективе передать власть «наследнику». Другими словами, сохранить «авторитарный режим» на долгие годы. 
Замечу, что вне моральных оценок авторитаризм не есть «зло», это форма политического интереса, опосредованная способностью эффективно удерживать власть. Соответственно, чтобы обеспечить свой интерес, Лукашенко необходимо подчинить общество и оппозицию (подавить их интересы). 
Этот процесс осуществляется за счет разрушения законодательной и судебной власти, через разрушения законов, манипуляции ими, а также посредством репрессий.
Поэтому судьи, госжурналисты и другие служащие, как часть системы, не обязаны руководствоваться понятиями «добра и зла», справедливостью, честью. Их деятельность направляется и должна служить высшему политическому (государственному) интересу, т.е. обеспечению стабильности авторитарной системы. 
Поэтому в отношении противников нынешней власти выносятся заведомо ложные приговоры, поскольку их деятельность противоречит «политическому интересу». 
Стоит отметить, что слово «ложный» - это моральная оценка, такие приговоры стоило бы назвать «направленными на нейтрализацию вреда политическим интересам власти». По такому же принципу можно оценивать фальсификации выборов, суть которых - «обеспечение легитимности государственному интересу». 
Все разговоры об обмане, аморальности таких действий следует оставить идеалистам, которые в реальной политике ничего не понимают.
Далее, оппозиция и граждане в своем противостоянии с авторитарной властью также не руководствуются некими моральными ценностями и принципами, если это противоречит их интересам: выживанию и возможности получить какие-нибудь политические дивиденды (к примеру, попасть в парламент). 
Поэтому нет ничего зазорного в том, если для достижения «политического интереса» представители оппозиции будут сотрудничать со спецслужбами или другими госструктурами и руководствоваться их рекомендациями в своей деятельности, участвуя в фальсифицируемых выборах и других политических махинациях власти.
Однако если оппозиция в своей борьбе с властью руководствуется не честностью, справедливостью и ответственностью, то в сущности она ничем не отличается от тех, кто находится у власти, а борьба - лишь имитация.

«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».