Павел Северинец: Триединая страна
Павел Северинец, krynica.info,
09:50 08/01/2018
Пока в национальном масштабе не будет осознанно христианское триединство, пока любовь между верующими разных исповеданий не стала сутью отношений — многоконфессиональность Беларуси будет ее слабостью.
Ибо три свидетельствуют на небе:
Отец, Слово и Святой Дух,
и эти Три — одно.
І Иоанна 5:7
Отец, Слово и Святой Дух,
и эти Три — одно.
І Иоанна 5:7
— Православная?.. Все мы православные, правильно славим Бога, — говорит батюшку знатного вида католичка, которая венчает сына со здешней прихожанкой.
— Ну так церковь же кафолическая, Вселенская, — взаимно улыбается молодой батюшка, — значит, католики мы все-таки!..
— Да баптисты мы все, баптисты, — присоединяется сам сын, который ходит в дом молитвы, — все же крестившиеся, а «баптизо» и есть «крещение».
Здесь, в белорусской глубине, посполитый народ зачастую делит воцерковленных на «наших», «христиан» и «верующих». «Наши» — это православные, «христиане» — соответственно, католики, ну а «верующие», конечно, — протестанты.
И как не согласиться с пружанскими собеседниками — все они, кто верит в Христа, наши. Все они христиане. Все они верующие.
Во внутреннем белорусском море, заливаемым то церковнославянскими, то латинскими, то реформаторская волнами, распускаются и переливаются друг в друга все различия и острые грани, порожденные мировыми разделениями. И проблескивает, просвечивает и колышется в белорусских явлениях — глубоко, лучезарно — высшая любовь, с которой когда-то создавал этот мир Господь.
На центральной площади в белорусском городе или поселке издревле православная церковь, католический костел и евангельский сбор дружелюбно смотрели в окна друг другу: наконец встретились!
Расходились, раскалывались, разделялись много где — в Риме, Константинополе, Москве, Аугсбурге, Триденте… Но вернулись друг к другу в Беларусь.
Мистика и возвышенность православия, изящная логика и разум католичества, протестантская простота и жажда восстановления — в триедином белорусском христианстве заново сошлась вся полнота учения Иисуса Христа, рассеянного за две тысячи лет по всему миру.
«Где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» — высший смысл белорусского синтеза, сформулированный в Евангелии. Толерантность, уния, уникальная иконопись, виленское барокко костелов, церквей и сборов — результат христианского триединства по-белорусски. «Беларусь — страна, прежде всего, христианская, а затем уже православная, католическая, униатская… Нас объединяет крест», — пишет Адам Мальдис.
Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух. Непостижимо, неслитно и безраздельно соединенные любовью — потому что Бог есть любовь.
И триединство как свойство Бога сквозит во всем творении, проблескивает в сущности человеческой личности и строении народов, излучает в духовных феноменах.
Небесные иерархии, согласно отцам Церкви, тройственные — и, не забудем, именно треть ангелов во главе с сатаной отпала от Бога. Человек — триединство тела, души и духа. Идеальная власть — триединство законодательной, исполнительной и судебной ветвей. Национальные идеи формулируются в триадах… После этого не стоит удивляться тому, что мы существуем в трехмерном пространстве.
Тем более — вселенская церковь, та самая, «единственная, соборная, апостольская». Видимая церковь разделена — это факт. Но… Православные наиболее поклоняются Богу-Отцу (вспомните, что в Символе веры источником происхождения святого Духа значится Бог-Отец, тогда как у католиков — «филиокве» — Отец и Сын); католики с их христоцентризмом, упомянутым филиокве и особым почитанием Девы Марии прежде всего сосредоточивают внимание на Боге-Сыне, а протестанты, что празднуют на Пятидесятницу день сошествия Святого Духа, День церкви и много внимания уделяют даром Духа, сильнее в учении о Боге-Духе.
Тому, кто хочет ощутить всю полноту белорусского христианства, лучше отметить Рождество в костеле, Пасху — всенощной у православных, а Троицу — (она же Пятидесятница) — у протестантов.
Исторически именно христианское триединство было точкой кипения и точкой общественного роста в ВКЛ и Беларуси. Взаимопроникновение, конкуренция и сотрудничество трех конфессией дали нам пробуждение Золотого века — время наивысших достижений. Православная Россия, католическая Польша, протестантские Германия и Швеция в разные времена растягивали Беларусь на кусочки. Но для страны, что тысячу лет живет на геополитическом кресте, весь смысл целости не в выборе какой-либо одной конфессии, а как раз в осознании собственного триединства.
Так белорусский гений Скорина, православной традиции, на католической работе, по убеждениям евангелик, совместил в себе все лучшее из конфессиональной Троицы — и стал фигурой №1 в национальной истории.
Так триада символов — герб, гимн и флаг — в Беларуси соответствующая Божественным ипостасям: «Магутны Божа» от Бога-Отца, бело-красно-белый флаг Христа от Бога-Сына и стремительная «Погоня», что передает пламенную силу Святого Духа.
Сквозит, преломляется гранями христианское триединство и в белорусской глубине, на Пружанщине, возьми хотя бы последнее столетие: здесь и основатель евангельской церкви на Брестчине протестант Лукаш Дёкуць-Малей, и самый сознательный переводчик Библии на белорусский язык православный Василь Семуха, и первый со времен раздела Речи Посполитой белорусский кардинал Казимир Свёнтек — все втроем свидетельствовали о Боге и отдали жизнь Беларуси.
Перед крестными муками, в страшную ночь Тайной вечери Иисус молился о единстве учеников, которое должно сохранить человечество любовью: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино,- да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены’ воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня»… Посчитайте, сколько раз в этих трех библейских стихах сказано о единстве!
Пока в национальном масштабе не будет осознанно христианское триединство, пока любовь между верующими разных исповеданий не стала сутью отношений — многоконфессиональность Беларуси будет ее слабостью.
И, наоборот, достигнутое единение в деле возрождения народа и исцеление общества сформирует капитальную моральную платформу для перемен и многократно увеличит жизнеспособность и силу белорускости.
Это наш народ, составленный из образов и подобий Божиих. И это не с Лукашенко, и не с его детей или чиновников, а с нас будет спрошено там — отпали ли мы вслед за третью ангелов, или втрое сильнее силились, чтобы быть хоть немного ближе к белой-белой, сияющей чистотой и святостью страны Отца и Сына и Святого Духа…
«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора.
Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».