АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Михаил Пастухов: Конституция для новой Беларуси. Судебная власть

Пожалуй, самое большое недовольство из госорганов у граждан страны вызывают суды. Но мы можем их реформировать на свой лад. Я знаю «как».

Михаил Пастухов
Михаил Пастухов, судья первого состава Конституционного суда РБ, доктор юридических наук, профессор
Нынешняя ситуация 

Сегодня в Беларуси около 1200 судей. Из них две трети – женщины. Это, как правило, бывшие секретари судебных заседаний, которые получили заочно юридическое образование. По прошествии времени этим «юристам» предлагают стать судьями. И дел-то всего ничего: сдать квалификационный экзамен «по блату» и одеть черную мантию. 

Конечно, возникает закономерный вопрос: почему судьями становятся преимущественно женщины? Ответ простой: мужчины в силу присущего им достоинства не могут работать под давлением и быть в рабской зависимости. А именно это и требуется сегодня от судьи. Женщины привыкают к условиям несвободы легче, довольствуясь хорошим заработком, который компенсирует моральную деформацию. 

Да, у судей есть «отдушина» - большинство гражданских дел, где можно принимать решения по внутреннему убеждению. Но и там надо держать нос по ветру: блюсти государственные интересы и проводить политику, устанавливаемую вышестоящими инстанциями. 

А вот некоторые категории уголовных дел, а также дел об административных правонарушениях – на особом счету. Их рассмотрение лишь бы кому не доверят. Еще и напутственное слово председатель суда скажет. 

Как засвидетельствовали данные опроса граждан, проведенного информационной службой Верховного суда в конце 2016 года, к нынешним судам доверия вообще нет. Люди каждодневно убеждаются, что это не органы правосудия, а карательные органы, действующие от имени и в интересах власти.  

Для иллюстрации приведу фрагменты из судебной статистики. Так, за 2016 год белорусские суды вынесли приговоры в отношении почти 45 тысяч граждан. Из них почти 14 тысяч были направлены в места лишения свободы, свыше 7 тысяч – в арестные дома, свыше 3 тысяч – в исправительные учреждения открытого типа (на так называемую «химию»). Свыше 5 тысяч человек были подвергнуты штрафам, свыше 2 тысяч – исправительным работам. 

Кроме того, судьи районных судов за это время успели подвергнуть мерам административного взыскания свыше 340 тысяч граждан (!). Причем, свыше 40 тысяч – к арестам, свыше 220 тысяч – к штрафам. 

Пополнять казну им помогали еще экономические суды, которые оштрафовали почти 10 тысяч предпринимателей и иных субъектов хозяйствования. За первое полугодие 2017 г. было осуждено свыше 20 тысяч граждан, из них - 6 335 чел. к лишению свободы. Путем судебной процедуры были подвергнуты штрафам свыше 185 тысяч человек. И это - только половина года. Еще как минимум 20 тысяч граждан будут осуждены, а 200 тысяч – оштрафованы или арестованы по делам об административных правонарушениях. 

Вдумайтесь в эти цифры и осознайте, в какой стране и при какой власти мы живем. Каждый год общество должно отдать на заклание судам как минимум 40 тысяч своих членов, из них третью часть упрячут «за решетку» на долгие годы. Вы спросите: за что? В основном, за совершение преступлений против собственности, против порядка управления (в том числе коррупцию), против общественного порядка. Отдельная статья - «за наркотики» (в 2016 г. по ст.328 УК были осуждены 3 608 чел., в первой половине 2017 г. – 1 568 чел.). Что касается мер административного взыскания, применяемых судами, то это, чаще всего, мелкое хулиганство, мелкое хищение, распитие алкогольных напитков в общественных местах (это те позиции, по которым органы внутренних дел ведут ежемесячную отчетность, и должны выполнять «план». – Авт.). 

Конечно, еще надо собрать «дань» с участников массовых мероприятий, причем, в максимальных пределах – до 50 базовых величин (1150 рублей). В «кипучей работе» по взиманию штрафов принимают участие, кроме судов, более 30 уполномоченных органов и бесконечное число должностных лиц. По неофициальным данным, жертвами штрафных санкций ежегодно становятся свыше 3,5 млн. человек, то есть каждый третий гражданин страны.

Основным актом в сфере судебной организации в Беларуси выступает Кодекс о судоустройстве и статусе судей от 2006 г. (с изм. и доп.). В конце 2016 г. он был принят в новой редакции без указания на хозяйственные суды. Это объясняется тем, что во исполнение президентского декрета от 29 ноября 2013 года № 6 «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь» хозяйственные суды были преобразованы в экономические суды и включены в систему судов общей юрисдикции. 

В связи с упразднением хозяйственных судов судебная система Беларуси еще больше приблизилась к советской системе. Точнее, к системе сталинских времен, где она была централизованной и действовала по указанию «верхов». 

Концепция «не пошла» 

Мне довелось быть одним из разработчиков Концепции судебно-правовой реформы в начале 90-х годов. Нашу группу возглавил председатель комиссии по законодательству Дмитрий Булахов. Мы быстро и успешно справились с поставленной задачей и подготовили проект Концепции. Он прошел обсуждение и был одобрен депутатами Верховного Совета Республики Беларусь 12-го созыва 23 апреля 1992 г. 

Основными целями судебно-правовой реформы провозглашались: 

«создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства; утверждение самостоятельной и независимой судебной власти…; 

воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов…». 

Что намечалось в Концепции? Основным звеном судебной системы предлагалось сделать межрайонные (окружные) суды. Такое построение судов должно было вывести их из-под влияния местных органов власти, выровнять нагрузку судей и обеспечить их специализацию.

Дела должны были рассматриваться как единолично судьями, так и в составе трех профессиональных судей. Предусматривалось создание суда с участием присяжных заседателей. 

В Концепции содержалась установка на специализацию судов. В частности, говорилось о создании судов по делам несовершеннолетних, судов по трудовым спорам. Специализация должна была получить развитие и в практике хозяйственных судов. 

Разработчики Концепции определили также назначение и полномочия Конституционного суда, хотя он был образован лишь два года спустя. Так, среди полномочий этого суда предусматривалось толкование Конституции и рассмотрение жалоб граждан на нарушение их прав и свобод (данные положения не получили поддержки при принятии закона «О Конституционном суде Республики Беларусь». В разработке этого закона мне также довелось поучаствовать. – Авт.). 

Предметом судебно-правовой реформы были и вопросы, связанные с деятельностью органов милиции, предварительного следствия, прокуратуры, адвокатуры, собственно органов юстиции, вопросы, связанные с совершенствованием законодательства. 

К сожалению, депутаты Верховного Совета не смогли обеспечить реализацию положений Концепции и преодолеть «саботаж» со стороны руководителей судов и правоохранительных органов. После прихода к власти Александра Лукашенко идеи судебно-правовой реформы были окончательно сняты с повестки дня. 

Нужна новая Концепция 

Председатель Верховного суда В.О.Сукало на недавней встрече с главой государства заявил, что судебная реформа в Беларуси уже закончена (см.: «СБ Беларусь сегодня», 17.07.2017 г.).

С таким выводом я не согласен. То, что В.О.Сукало называет судебной реформой (объединение общих и хозяйственных судов, сосредоточение властных полномочий в руках Верховного суда и его председателя, упрощенчество судебных процедур, повышение ответственности судей за выполнение показателей, бесконечная оптимизация и др.), на мой взгляд, не имеют отношения к судебной реформе. 

Главным вопросом в деле судебной реформы является вопрос об обеспечении независимости, самостоятельности и авторитета судебной власти. Решить его без изменения действующей системы судов не представляется возможным. Нужна новая программа реформирования судов и связанных с ней правоохранительных органов. Ее основой может стать обновленная Концепция судебно-правовой реформы. 

Базовые правовые положения в сфере судебной организации должны получить закрепление в легитимной (законной) Конституции Республики Беларусь, каковой является Конституция 1994 года. 

Основным средством обеспечения независимости судов может стать принцип выборности судей. При этом судей местных судов могут избирать представительные органы местного самоуправления, а судей высших судов – Парламент. Избрание должно осуществляться на конкурсной основе из широкого списка претендентов. Судьи должны избираться на определенный срок с правом переизбрания. 

Еще одной особенностью судебной организации должен стать окружной принцип образования судов. В соответствии с ним вся территория страны будет разделена на судебные округа с примерно равной численностью населения и одинаковым составом судей (например, 7 - 10 судей, а в крупных городах – 10 - 15 судей). Для проверки законности судебных постановлений будут образованы суды апелляционной инстанции. 

Уголовные дела должны рассматриваться коллегиально тремя судьями, если речь идет о совершении преступлений, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет. Институт народных заседателей подлежит упразднению. В то же время следует допустить образование суда с участием присяжных заседателей, если обвиняемый не признает себя виновным в совершении преступления и обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. 

При необходимости в составе межрайонных (окружных) судов могут вводиться должности мировых (участковых) судей для рассмотрения относительно простых категорий гражданских дел, а также дел об административных правонарушениях. 

В новых условиях подлежат восстановлению суды по хозяйственным делам. Такое решение продиктовано тем, что отсутствовали законные основания для объединения хозяйственных и общих судов в одно судебное ведомство. Кроме того, имеется необходимость в создании специализированных судов для разрешения хозяйственных споров и иных споров, связанных с развитием предпринимательства. 

Полагаю, что на новой правовой основе должен быть создан Конституционный суд. Он будет осуществлять контроль за соответствием всех нормативных актов Конституции и международно-правовым актам, а также решать иные вопросы, определенные в Конституции и законах Республики Беларусь. Судьи должны избираться Парламентом из числа юристов, имеющих, как правило, ученую степень. Для работы Конституционного суда достаточно будет 9 членов. Срок полномочий - пять лет с правом переизбрания. 

В Конституционный суд могут обращаться все заинтересованные субъекты, если они ставят вопрос о конституционности нормативных актов, а равно действий и решений высших должностных лиц. Граждане также должны получить право обращаться в суд. 

Понятно, что судебная реформа должна носить комплексный характер и затронуть всю систему правоохранительных органов (органов следствия, прокуратуры, милиции, госбезопасности, юстиции), а также соответствующее законодательство. 

Этапы судебной реформы 

Мною подготовлен проект Концепции судебно-правовой реформы, и я отчетливо представляю, как она должна проводиться. 

На первом этапе необходимо утвердить Концепцию и программу ее реализации. Более того, новый парламент должен создать парламентско-правительственную комиссию по претворению в жизнь положений Концепции и Программы. 

На втором этапе должны быть приняты законы о судах и других правоохранительных органах. Одновременно следует обновить их кадровый состав. 

На третьем этапе может быть сформирована новая система судов и правоохранительных органов. 

Конечно, судебно-правовая реформа – дело непростое и небыстрое. Оно потребует решительности от тех, кто будет ее проводить. Я заявляю о своей готовности заняться этим Делом и посвятить ему оставшуюся часть жизни. Одновременно призываю к совместной работе юристов, готовых послужить стране и оставить свой след в истории. 

Уверен, что вместе мы справимся с этой задачей и еще поработаем в свободной Беларуси под ее исконными национальными символами.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».