АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Борис Желиба: Может, зря белорусские чиновники-переговорщики унижались перед МВФ?

Внешние кредиты и займы: наше спасение или это тормоз экономических реформ?

Может, зря белорусские чиновники-переговорщики унижались перед Международным валютным фондом, выпрашивая кредит в 3,5 миллиарда долларов? 

Денежный дождь пролился на стагнирующую экономику Беларуси  оттуда, откуда ждали и не ждали. Белорусское правительство, которое так долго приноравливалось к еврорынку, все же разместило на нем евробонды (облигации).  Взяв в долг две суммы одновременно: первая – 800 миллионов долларов (на 5,5 лет под 7,125 процента годовых), вторая – 600 миллионов «зелененьких» (под 7,625 процента годовых). Кстати, желающих дать белорусским властям в долг оказалось гораздо больше. 

Иностранцы, в основном английские и американские купцы, были готовы купить белорусских гособлигаций на 3,1 миллиарда долларов. Это и не мудрено, ведь белорусские власти предложили цену в 3–3,5 раза выше, чем предлагают развитые страны. А за меньшую доходность, скорее всего, и не купили бы. Чем хуже дела в экономике страны-эмитента евробондов, тем дороже приходиться занимать. К примеру, индийские евробонды идут по 6,67 процента годовых, а бонды Венесуэлы так те вообще под 34,9 процента. Выходит, что евробонды в нашем случае – очень дорогое удовольствие. Для сравнения: с МВФ сейчас идут переговоры о кредите в 3,5 миллиарда долларов на 10 лет под 2,28 процента годовых. Так или иначе наши золотовалютные резервы обогатились на 1,4 миллиарда долларов, равно как и увеличился внешний государственный долг.

Вслед за задержавшимся третьим траншем кредита Евразийского банка развития Беларусь в ту же копилку, но вовремя, получила обещанный Путиным четвертый транш в размере 300 миллионов долларов. Несмотря на то, что правительство не выполнило три важных условия кредитора, касающиеся непосредственно структурного реформирования экономики. Поскольку из двух миллиардов долларов всего кредита ЕФСР как распорядитель денег выделил Беларуси уже 1,4 миллиарда «зеленых», под радикальные реформы остается 600 миллиардов. Явно подозрительно, будут ли их проводить белорусские власти вообще? А именно передача в доверительное управление финансово неустойчивых предприятий, усовершенствование методов управления в 17 намеченных акционерных обществах и т.д. Но братскую Россию это сегодня не смущает.

Если российские власти, как обещали, выделят до конца лета Беларуси госкредит на 700 миллионов долларов как рефинансирование погашенного белорусами долга за газ, то наше правительство вообще будет «в шоколаде». Можно расслабиться. Уж этот календарный год страна проживет без валютно-финансовых потрясений. Обслужить внешний и внутренний государственный долг, который уже перевалит за 50 процентов ВВП, удастся без проблем.  Еще в середине 1990-х годов он был не более 7 процентов ВВП. Но в том-то и застарелая проблема, что полученные деньги вновь пойдут на погашение ранее взятых долгов. По данным Минфина, на обслуживание госдолга уже идет 15 процентов доходов республиканского бюджета, что больше, чем расходы на образование, здравоохранение и другие социальные статьи вместе взятые.

Если следовать такой логике – бери, пока дают, не важно, что эти займы чертовски дороги, Россия, если что, всегда подставит плечо и не даст обанкротиться единственному союзнику – то можно в очередной раз убедить себя, а зачем что-то ломать институциональными изменениями в белорусской экономической модели? Правда, дешевый кредит у МВФ на обещаниях этих изменений уже не возьмешь.  У Международного фонда есть горький опыт, когда выданные под реформы деньги были банально проедены.

К тому же российское плечо становится все менее надежным. За 17 последних лет внешний госдолг России вырос в 8,4 раза, до 518,6 миллиарда долларов. Золотовалютный запас России составляет 400,9 миллиарда долларов, что на 117,7 миллиарда меньше этого долга. На обслуживание полученных на Западе кредитов уходит около 40 процентов всего притока валюты от экспорта. К государственному долгу можно отнести и дефицит федерального бюджета, который в 2017 году составил 2,7 триллиона российских рублей. Четверть российских предприятий убыточна. Знакомая картина, не правда ли?

Тем временем белорусское правительство отчитается перед главой государства о выходе на положительную траекторию развития, измеряемую величиной статистической погрешности Белстата, о повышении среднемесячной зарплаты до 1000 рублей. И тому останется ничего другого, как вновь привычно сосредоточиться на укреплении своей единоличной власти, т.е. авторитарной модели экономики.

Эксперты сходятся во мнении, что темпы экономического роста в Беларуси пока будут оставаться низкими. Международные организации прогнозируют, что в России темпы экономического развития будут до 2020 года ограничены ежегодными полутора процентами. Если никаких изменений в структуре белорусской экономики происходить не будет, а в этой мысли укрепляешься по мере поступления внешних валютных кредитов и займов в страну, стагнация, то есть низкие темпы роста, будут сохраняться и у 

Статистиками подсчитано, что если рост ВВП составляет 6–7 процентов ежегодно, то страна может удвоить свой ВВП за 10 лет. Есть еще вопрос, насколько большую прибавку ВВП скрывает за собой каждый один процент его прироста? К примеру, ВВП Польши примерно в 10 раз больше ВВП Беларуси (население Польши 39 миллионов человек, Беларуси – 9,5). Следовательно, один процент прироста ВВП Польши в абсолютных объемах приблизительно равен 10 процентам прироста белорусского ВВП. И Польша от нас по уровню развития экономики давно уходит в «туманную даль». Для крупных развитых стран типа Германии, Франции даже 1–2 процента прироста ВВП считаются вполне успешными, потому что «вес» каждого процента прямо пропорционален объему их экономик. Так, за первый квартал года рост ВВП составил в Германии 2,1 процента, во Франции – 1,2 процента, столько же в Великобритании. Если же развивающиеся страны показывают даже 5–7-процентную ежегодную прибавку ВВП, это вовсе не значит, что они приближаются по уровню развития к мировым лидерам. Скорее, наоборот отдаляются. Поэтому те доли процента ВВП, которые подсчитывают правительственные чиновники, – весьма слабое утешение. Большинство аналитиков так называемого негосударственного сектора утверждает, что существующая экономическая модель исчерпала резервы для роста и ее необходимо кардинально менять. Без этого полученные извне деньги только ложатся тяжелым грузом на плечи грядущих поколений налогоплательщиков.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».