Валерий Карбалевич: Как белорусская власть покончила с безработицей
радио "Свабода",
15:19 04/05/2017
Лукашенко приказал до 1 мая трудоустроить всех, кто не работает. И чиновники отчитываются, что задание выполнено.
Министр труда и социальной защиты Ирина Костевич отрапортовала: «Мы дошли до каждого человека. За апрель трудоустроили более 85 тысяч человек. Кто хотел, тот, конечно, был трудоустроен».
То есть сейчас в стране если и есть безработные, то по своей вине - те, кто сам не хочет работать. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Приказ Лукашенко о всеобщем трудоустройстве - это реакция на широкие протесты «нетунеядцев». Они показали реальные проблемы, которые существуют в стране. Вдруг, неожиданно для политического руководства, оказалось, что в регионах главный вопрос - это не зарплаты, а отсутствие работы. И Лукашенко среагировал единственным образом, который он знает и понимает: поручил чиновникам решить проблему административным путем.
Вообще вся эта фарсовая история со всеобщим трудоустройством имеет более глубокий, даже мировоззренческих фундамент. В тоталитарной культуре и традиции, к которой принадлежит Лукашенко, существует культ труда. Там она - не экономическая категория, не та сфера деятельности, которая должна приносить эффект, прибыль.
Поэтому глава государства запрещает банкротить нерентабельные предприятия. И его мало волнует, что государственные средства вкладываются в совершенно провальные с экономической точки зрения проекты, как, например, АЭС. То есть, работа - ради работы. Не нужно говорить, что такое представление не имеет никакого отношения к рыночной экономике.
Для Лукашенко труд - это категория, скорее, политическая. Она выполняет другие функции. Вспомним, как Лукашенко объяснял причины появления декрета о тунеядцах. Он говорил, что это декрет не экономический, а идеологический, моральный.
В недемократической стране человек должен работать не на себя, а на государство, Родину. Это в некотором роде средство консолидации общества. Поэтому в Беларуси сохранен такой рудимент советского времени, как субботник.
И для сохранения всеобщей занятости обязательно должно быть доминирование государственной собственности в экономике. С самого начала формирования авторитарного режима в Беларуси действующий глава требовал не увольнять работников с госпредприятий.
В белорусской социальной модели субъекты хозяйствования выполняют не только экономическую функцию. Они одновременно и субъекты политики, инструменты политического контроля за гражданами, за политической благонадежностью сотрудников.
Напомню, в каждом трудовом коллективе существует, пусть и формально, заместитель руководителя по идеологии.
В системе, в которой государство стремится контролировать все и всех, полмиллиона работоспособных людей, которые не работают, - это нонсенс. Поэтому в недавнем послании Национальному собранию Лукашенко еще раз подчеркнул, что надо всех заставить работать, так как человек без работы - это потенциальный преступник.
Выступая 9 марта в Могилеве, глава государства объяснил, как достичь всеобщей занятости. По его словам, в Минске иногда на работах по благоустройству территории задействована дорогая техника, эксплуатационные и амортизационные расходы на которую значительно превышают стоимость ручной работы. Поэтому надо технику заменить людьми. Они должны «красить, убирать территорию, копать, возить, носить и другое».
Причем, что интересно, под работой Лукашенко понимает в основном физическую работу. Здесь уже влияют собственные представления руководителя Беларуси, его мировоззрение человека из патриархальной культуры.
Он сам в свободное время в своей резиденции косит траву, выращивает арбузы и картофель, растит домашний скот и другое. И во время субботника телевидение показывает, как он занимается не своей непосредственной президентской работой, а что-то строит, мешает бетон или носит бревно. Лукашенко продолжает жить в своей эпохе.
Что касается исполнения приказа о ликвидации безработицы, то он реализуется, как обычно, в виде показухи. По данным Белстата, за январь-март 2017 года было принято на работу на 11 048 человек меньше, чем уволено - 136 505 против 125 457. Поэтому цифры, которые привела Ирина Костевич, какие-то искусственные.
Около четверти предложений нанимателей, размещенных в банке вакансий, - с зарплатой на уровне «минималки» и менее. Разумеется, много людей от таких предложений отказываются.
Или вот Илья Добротвор рассказал занятную историю о том, как он 1 мая был трудоустроен, а 2 мая - уволен.
Все эти рапорты и отчеты свидетельствуют об определенной неадекватности власти. И только раздражают людей.
«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора.
Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».