АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Михаил Пастухов: Какой парламент нам нужен 18

После незаконного роспуска Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва в стране не осталось парламента

Михаил Пастухов
Михаил Пастухов, судья первого состава Конституционного суда РБ, доктор юридических наук, профессор

Фабула вопроса

Поводом для статьи послужил ответ председателя комиссии по законодательству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Н.В.Гуйвика на обращение группы граждан об отмене ст.411 УК. В этом обращении указывалось на неконституционный и негуманный характер данной нормы, предлагалось провести совместное обсуждение проблемы и, при необходимости, инициировать обращение в Конституционный суд.

Отмечу, что это было повторное обращение граждан в комиссию по законодательству. Первоначально мы обратились ко всем депутатам Палаты представителей, но ответ получили только от заместителя председателя комиссии по законодательству М.В.Мисько. В нем он ссылался на мнение специалистов о том, что в статье 411 УК речь идет не просто о дисциплинарной преюдиции (совокупности взысканий на протяжении года), а о новом деянии, которое характеризуется стремлением осужденного создать препятствия администрации исправительного учреждения в осуществлении ее функций.

В письме, подписанном М.В.Мисько, содержался вывод, что «… своим наличием статья 411 Уголовного кодекса Республики Беларусь призвана стимулировать законопослушное поведение осужденных, соблюдение ими правил внутреннего распорядка в исправительных учреждениях, противодействовать распространению девиантного (то есть, отклоняющегося. – Авт.) стиля поведения осужденных, а также является необходимой гарантией устойчивой деятельности пенитенциарной системы Республики Беларусь».

С таким выводом мы – подписанты обращения – не согласились и привели свои аргументы. В частности, мы сослались на практику применения статьи 411 УК и отметили ее тенденциозный характер, поскольку эта норма нередко использовалась в качестве дополнительного средства расправы над неугодными администрации осужденными. Под действие этой статьи в свое время попали лидер «Молодого фронта» Дмитрий Дашкевич, позднее – Николай Дедок. Предпринималась попытка использовать эту статью в отношении Николая Автуховича. Мы также указали на потенциальную возможность применения ст.411 УК против Андрея Бондаренко.

Если «первое» письмо носило вполне корректный характер, то «второе» содержало элементы высокомерия и пренебрежения. Об этом можно судить по таким выражениям: «Не считаем поднятую Вами проблему настолько общезначимой и распространенной, чтобы организовывать ее обсуждение»; «Вам как ученому-юристу известно, что в отдельных случаях причиной нарушений законности является не несовершенство закона, а неправильная практика его применения»; «Буквальная трактовка начала «non bis in idem» может привести к тому, что и рецидив должен быть исключен из положений Особенной части УК».

Относительно предложения обсудить вопрос о конституционности статьи 411 УК, Н.В.Гуйвик указал: «…в соответствии со ст.116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью правовых актов в государстве осуществляется Конституционным судом Республики Беларусь».

Такие ответы нынешних парламентариев заставляют задуматься о пользе учреждения, каковым является Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь. Есть ли вообще необходимость в его существовании? Может ли это учреждение называться парламентом, а его депутаты – народными избранниками? Кто они такие, если не хотят встретиться с гражданами и обсуждать насущные проблемы?

Национальное собрание как нелегитимное учреждение

Читателям необходимо напомнить, что новый двухпалатный парламент в Беларуси был предложен А.Г.Лукашенко в проекте «поправок» в Конституцию 1994 г., вынесенных на референдум в ноябре 1996 года. До сих пор остается неизвестным, кто авторы этого «изобретения», как и то, зачем понадобился двухпалатный парламент для нашей небольшой страны.

Читателям следует также знать, что после незаконного роспуска легитимного парламента – Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва (что следует признать особо тяжким преступлением, совершенным группой лиц) – в новоявленную Палату представителей были «зачислены» на основе президентского указа депутаты-штрейкбрехеры из состава Верховного Совета. Их полномочия были пролонгированы в новом учреждении без всяких выборов на четыре года. Остальных депутатов Верховного Совета (86 чел.) просто выставили на улицу, не выплатив даже выходного пособия. Никто не позаботился и об их трудоустройстве.

С верхней палатой Национального собрание – Советом Республики дело обстояло сложнее, поскольку на тот момент не было правового акта о порядке его формирования. По этому вопросу А.Г.Лукашенко издал один из первых декретов. Однако по новой редакции Конституции (ч.2 ст.101) запрещается делегировать президенту полномочия на издание декретов, которые направлены на изменение порядка выборов президента и парламента. Значит, декрет изначально был неконституционный, как и первый состав Совета Республики, сформированный из числа надежных лиц в начале 1997 года.

Однако самая страшная тайна того времени состоит в том, что новая Конституция, введенная в действие по итогам референдума 1996 года была сама по себе незаконной, нелегитимной и ничтожной. Она стала результатом цепи преступлений, совершенных организаторами и исполнителями референдума, начиная с беспрецедентного давления на депутатов Верховного Совета 13-го созыва с целью принудить их к назначению референдума по заявленным вопросам и кончая скандальным подведением итогов голосования новым составом Центризбиркома. Вопреки решению Конституционного суда от 4 ноября 1996 г. о рекомендательном характере голосования по «поправкам» в Конституцию, предложенная А.Г.Лукашенко редакция Конституции была введена в действие незамедлительно. В результате вся власть в стране перешла в руки «главы государства». Но эта власть стала незаконной, нелегитимной, ничтожной, как и все ее органы в центре и на местах.

Последующие выборы в палаты Национального собрания не добавили им легитимности. Они были и остались бутафорными учреждениями, которые не имели реальной власти и находились на содержании управления делами президента. К тому же выборы в эти «палаты» носили фиктивный характер и не признавались как белорусской общественностью, так и международными наблюдателями.

На основании изложенного можно утверждать, что после незаконного роспуска Верховного Совета Республики Беларусь 13-го созыва в стране не осталось парламента, а есть фейковое учреждение под названием «Национальное собрание Республики Беларусь». В нем работают (если можно так сказать) люди со значками и удостоверениями. Они получают за формальное занятие должностей более двух тысяч белорусских рублей и прочие льготы. Своим присутствием и статусом они вводят общественность в обман, но на самом деле они ничего не делают для блага страны и граждан. Все это можно расценить как глобальное мошенничество со стороны действующей группы власти и недопустимое разбазаривание народных средств.

Нужен новый парламент

Для меня как юриста очевидно, что в Беларуси для восстановления законности и демократии необходимо восстановить действие Конституции 1994 г., которая была приостановлена (точнее – отменена) в результате ноябрьского референдума 1996 г.

Как известно, по Конституции 1994 г. высшим представительным постоянно действующим и единственным законодательным органом власти является Верховный Совет Республики Беларусь. Вот он и должен стать новым-старым парламентом страны.

В Верховном Совете 14-го созыва должно быть 260 депутатов, избираемых путем всеобщих, свободных и прямых выборов. Срок их полномочий – пять лет.

При желании парламент можно переименовать (например, в Сойм), можно изменить порядок формирования (например, ввести смешанную избирательную систему, когда половина мест будет замещаться депутатами-победителями, а другая половина распределяться между партиями), можно расширить или сократить число депутатов (а лучше оставить 260). Однако эти вопросы должны решать сами депутаты, когда приступят к работе в новом парламенте страны.

Как восстановить Конституцию 1994 года?

Как только народ добьется отмены декрета №3, можно собрать Всебелорусский съезд народных представителей. Кроме делегатов, его участниками могут стать все люди, вышедшие на улицы и площади Минска и других городов. В повестку дня, среди прочих, следует включить вопрос о восстановлении Конституции 1994 г., а возможно, и об упразднении должности президента. Если люди, наблюдающие за ходом съезда на мониторах, радостными криками поддержат решения по этим вопросам, то можно будет считать, что в Беларуси наконец-то восстановлена законность, демократия и справедливость. Все остальное сделают уполномоченные делегаты съезда.

Через короткое время будут назначены всеобщие выборы, появится новый состав Центризбиркома, организуется состав временного правительства, будут назначены временные прокуроры, судьи, руководители милиции и других органов. В общем, жизнь закипит. Беларусь станет другой, неузнаваемой…

А пока – с Днем Конституции 1994 года, братки-белорусы!


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».