АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Михаил Пастухов: Поправки в Конституцию 13

Они неизбежны при любом развитии событий.

Михаил Пастухов
Михаил Пастухов, судья первого состава Конституционного суда РБ, доктор юридических наук, профессор
На 11 декабря с.г. назначен конституционный референдум в Кыргызстане. Все о том же – об усилении власти верховной власти. И это несмотря на запрет внесения поправок в Конституцию РК до 2020 года. В Таджикистане, Азербайджане, Турции уже успели позаботиться о себе любимых – вечных и незаменимых. Похоже, «волна озабоченности» из далекой Азии дошла и до Беларуси. В конце ноября Либерально-демократическая партия Беларуси (ЛДП) обнародовала инициативу о внесении новых поправок в Конституцию. Это мероприятие ЛДП предлагает совместить с выборами в местные Советы. Откуда дует ветер? Представители демократического сообщества с подозрением отнеслись к инициативе ЛДП. Зачем «соколам» Гайдукевича этот референдум? Какие «дивиденды» он им даст? Почему непременно надо увеличить срок полномочий депутатов и президента? Почему бы не ограничиться предложением о введении смешанной избирательной системы? Почему «забыли» об увеличении сроков полномочий своих «братьев-меньших» – депутатов местных Советов? Как видим, вопросов возникает немало. Вот как либерал-демократы объяснили свою позицию: «Данные изменения позволят укрепить политическую систему Беларуси, приведут к дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, и укреплению власти в стране». Какой высокий стиль изложения!? Какая уверенность в достижении цели? А ведь под эту инициативу надо собрать 450 тысяч подписей избирателей в большинстве регионов страны. Как трудно собирать эти подписи мы наблюдали на президентских выборах 2015 года. Ряд политиков не смогли это сделать. Неужели одна партия убедит полмиллиона белорусов поставить подписи под предложением увеличить кому-то срок властных полномочий? Тот ли это вопрос, который волнует сейчас людей? Давайте также задумаемся над вопросом: как может продление, например, президентских полномочий способствовать демократии и развитию гражданского общества? Мне представляется, что это – путь к стагнации, когда демократия приносится в жертву единовластию. При таких нововведениях гражданское общество должно будет еще долго ожидать, когда верховный правитель насытится властью и скажет: «Ладно, хватит. Пойду морковку и капусту растить. Дальше разбирайтесь без меня». В чем либерал-демократы правы, так в том, что продление срока полномочий главы государства укрепит и без того крепкую власть и заодно – политическую систему Беларуси. Но зачем это ЛДП? Разве что получит статус «придворной партии» и на вечные времена ей будут «пожалованы» два-три места в парламенте. Что за фасадом? Очевидно, что для одного продления срока полномочий президента и депутатов парламента проводить референдум нет смысла. Это – только «затравка». Главное должны предложить юристы-«мудрецы». Попробуем угадать их мысли. Это – легко, поскольку они предложат то, что им предложат. На то они и «мудрецы». А что они могут предложить на референдум? Правильно: дополнительный механизм сохранения власти. Для этого мало продлить срок полномочий, гораздо важнее – упростить процедуру передачи власти от срока - к сроку, от лица – к лицу. Почти очевидно, что самый простой и надежный способ переизбрания президента в авторитарных государствах – через парламент. Все, что выходит за рамки процедуры переизбрания президента, можно считать «мелочами». В частности, переход на смешанную систему выборов, когда половина мест в парламенте будет замещаться по одномандатным округам (как сейчас), а половина - по партийным спискам. Это позволит провластным партиям «поделить» депутатские мандаты, оставив оппозиционные партии ни с чем (с одной иллюзией на «победу»). Конечно, в ходе предстоящего референдума придется поправить нормы Конституции, которые остались после издания президентского декрета №6 от 29 ноября 2013 г. «О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь». Тогда хозяйственные суды вместе с Высшим хозяйственным судом, как говорят, «приказали долго жить». Правда, они получили новую жизнь в виде судов по экономическим делам, но уже без своей «верхушки». Главным над всеми судами страны стал Верховный суд. На радость правозащитникам и Европе на референдум может быть предложен вопрос об отмене смертной казни. Более того, юристы-«мудрецы» могут предложить ввести должность уполномоченного по правам человека, которая имеется почти во всех постсоветских республиках. Самым трудным вопросом может стать вопрос о «дележке» полномочий нового президента и парламента. Здесь важно «не обделиться»… Полагаю, что инициатива ЛДП не повиснет в воздухе. Весьма вероятно, что она будет подхвачена как мячик, и многие субъекты белорусской политсцены захотят с ним поиграть. Думаю, что к «игре» подключатся такие объединения, как БРСМ, «Белая Русь», Федерация профсоюзов, ветеранские, женские, спортивные организации, некоторые политические партии. В общем, все будут вовлечены в эту игру под названием «Сделаем Беларусь демократической европейской страной со старым президентом!». Не дать себя обмануть? Представителям демократических сил надо понять, что инициатива ЛДП – это старт будущего референдума. Он постепенно будет набирать обороты, воздействуя все сильнее на электорат. Ему можно противиться, но едва удастся остановить. Что делать? Лучшим вариантом будет инициатива проведения референдума под «свои» вопросы. Противодействием провластным поправкам могло бы стать предложение об упразднении должности президента как излишней и дорогостоящей для белорусского государства и переход к однопалатному парламенту. На мой взгляд, такая постановка вопроса будет близка и понятна народу. В условиях кризиса и обнищания общества экономия на одной только должности президента станет ощутимой для бюджета страны. Ведь сколько резиденций, дворцов и коттеджей можно продать или сдать в аренду? А какая будет экономия от сокращения обсуживающего аппарата? Сколько мужчин могли бы заняться конкретным делом на благо страны? Кроме того, появилась бы возможность пересмотреть ранее изданные президентские акты, в том числе указ о повышении пенсионного возраста, об увеличении пенсионного стажа, об отмене льгот, пресловутый декрет о «тунеядцах». Опять же можно экономить на упразднении разросшихся штатов милиции, спецслужб и прочих структур, сосущих средства из бюджета. Можно пересмотреть концепцию национальной безопасности и  перестать тратить миллиарды долларов на вооружение. Дать «вольную» бизнесу и снять с него налоги на 3-5 лет. Сделать Беларусь свободной экономической зоной для иностранного капитала. Переход к однопалатному парламенту тоже дал бы значительную экономию. И не столько за счет сокращения численности депутатов, сколько за счет уменьшения их зарплат. Вместо нынешних 2 тыс. рублей можно ограничиться средней зарплатой по стране. И самое главное – мы будем иметь настоящих депутатов, избранных в ходе справедливых и честных выборов. А председателем парламента будет самый мудрый и авторитетный депутат. По должности он станет главой государства. И при нем будет одна только канцелярия. Помощниками у него будут все депутаты, а советником – президиум парламента. Это и будет коллегиальный глава государства – лучшие и достойные. Вот и все. В Беларусь придет законность и демократия. Для этого надо только объединиться и внести в Конституцию правильные поправки. 

«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».