АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Референдум Белгазпромбанк Выборы-2020 Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис

Борис Желиба: О детях и внуках подумайте! 5

Наш правитель определил: в 2017 году валовой внутренний продукт должен возрасти на 1,7%, производительность труда – на 1,8%, экспорт товаров и услуг – на 3,8%, реальные доходы населения – на 1,3%.

Подобные «плюсовые» задачи, хоть и более скромные, ставились и на текущий, 2016-й, год: ВВП должен был подняться на 0,3%, производительность труда – на 1,5%, экспорт товаров и услуг – на 3,5%, реальные доходы населения – на 0,5%.

Что имеем по факту за январь–сентябрь?

Вот данные Белстата: ВВП – минус 2,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объем промышленного производства – минус 1,7%, розничный товарооборот – минус 3,1%, экспорт за январь–август – минус 12,7%. Также в минусе сельское хозяйство (-2,2%) и строительство (-16,9%). Реальные располагаемые доходы населения – минус 7,1%. Инфляция с начала года составила 8,3%. Просроченная задолженность по кредитам и займам промышленных организаций Беларуси на 1 сентября2016 г. увеличилась за девять месяцев в 1,9 раза. Это во многом определило тот факт, что доля необслуживаемых (проблемных) кредитов в банковском секторе достигло «красной черты» в 15%.

Факты, как говорится, налицо. Лично у меня такое впечатление, что чиновники, которые составляли положительный прогноз на очередной, 2017,  год, сами в него не верят. Промышленники, строители, работники торговли и сельского хозяйства чуть ли не в один голос говорят, что предпосылок для роста белорусской экономики в обозримом будущем не просматривается. Потому что:

– в отличие от прежних времен для Беларуси сложилась невыгодная и вдобавок устойчивая внешнеэкономическая конъюнктура в виде низких цен на нефть, нефтепродукты и минеральные удобрения – основные статьи белорусского экспорта;

– санкции Запада в отношении России продолжают действовать, и не видно политических причин, по которым они могут быть смягчены или отменены. В силу этого российский рынок не сможет покупать белорусскую продукцию в прежних объемах;

– ввиду недостатка собственных финансовых источников обновления основных средств, отсутствия масштабных прямых иностранных инвестиций материально-техническая база белорусских предприятий устарела. В результате они теряют конкурентоспособность на внешних и внутреннем рынках;

– практика бесконечной бюджетной поддержки особенно крупных госпредприятий зашла в тупик. Без прежних российских энергетических субсидий и кредитов источники такой поддержки иссякают;

– надежд на внутренний спрос, который может, как в былые годы, активизировать продажи, нет. Все большее количество людей живет от зарплаты до зарплаты.

Надвигающаяся угроза полной деградации белорусской экономики заставляет если не правительство, то экономистов-аналитиков так называемого негосударственного сектора бить в колокола и в экстренном порядке искать выход из создавшейся ситуации. Так, каждое четвертое предприятие у нас убыточно. Необходимо санировать или продавать такие субъекты хозяйствования. Возможно, и за дешево любым потенциальным покупателям, чтобы хотя бы частично рассчитаться с долгами этих предприятий. А риторику официоза о модернизации, выходе на новые рынки и т.п., на мой взгляд, необходимо отбросить, потому что заявляемое требует больших средств, а их нет;

Практика объединения относительно прибыльных предприятий с безнадежно убыточными является неприемлемым самообманом для временного улучшения статистики.

Считаю необходимым покончить раз и навсегда с так называемым директивным кредитованием, в силу которого большинство крупных госпредприятий остаются сегодня закредитованными, что ведет к их иждивенчеству и выхолащиванию экономического предназначения банковского кредита.

Нельзя не обратить внимания на то, что малый и средний бизнес страны по-прежнему остается в неравных условиях по сравнению с госпредприятиями, в «полупридушенном» состоянии и не может поглотить высвобождающуюся из госсектора рабочую силу.

Следует в корне изменить стиль и практику управления госпредприятиями, с тем чтобы их руководство обладало полной хозяйственной самостоятельностью и отвечало за результаты своей деятельности в первую очередь перед трудовым коллективом. Нужно минимизировать вмешательство государственных органов в их деятельность. Для чего, в том числе, переименовать Министерство промышленности в Министерство промышленной политики и изменить соответствующим образом его деятельность.

И, конечно же, требуется на деле, а не на словах гарантировать незыблемость права на частную собственность.

Не столь важно, под какой вывеской будут решаться эти и многие другие проблемы – через «совершенствование» или через «структурные реформы». Главный вопрос, который сейчас стоит перед страной, не в том, получим ли мы очередной кредит от МВФ, а в том, будет ли свет в конце туннеля для наших детей и внуков.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».