АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Референдум Белгазпромбанк Выборы-2020 Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис

Владимир Новосяд: Перетопленное сознание 6

Прочитал высказывания главы Комитета госконтроля Леонида Анфимова по поводу того, что подвластный ему орган будет отслеживать формирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги в связи с включением отопления, и пришел в недоумение: на кого это рассчитано?

Общественное мнение сейчас формируют не те, кто вещает с телеэкранов о том, как все хорошо, а специалисты, хорошо разбирающиеся в этой сфере. Глава КГК, видимо, забыл, что марте т.г. был подписан указ N107, в котором четко написано: «В целях защиты прав и законных интересов граждан, совершенствования оплаты оказываемых населению жилищно-коммунальных услуг и порядка возмещения расходов на электроэнергию постановляю: определить предельно допустимые тарифы (цены) на жилищно-коммунальные услуги и размеры возмещения расходов».

У нас уже более чем полгода определены тарифы не только на теплоснабжение (по размерам, предельному росту) - зафиксированы цены даже  на пользование домофонами, а далеко не последний в стране чиновник рассуждает о формировании всем известных тарифов. Это имитация бурной деятельности, рассчитанная на тех, кто вообще не заглядывает в свои жировки, а в связи с актуальностью темы ЖКХ таких практически не осталось. Как можно контролировать систему, в которой на законных основаниях можно перекладывать из одного кармана в другой за счет определения верхней и нижней планки тарифов? Понятно, что потолочная планка предназначена для тех, на кого можно списать убытки и за счет этого спрятать неэффективность работы системы, но это все в рамках закона. Кого КГК собрался контролировать?

Контролирующие органы наверняка не знакомы и с указом N535, согласно которому собственники должны с 1 января 2016г. заключать индивидуальные договоры с поставщиками услуг, но прошел почти год, а этого нигде нет. Система издания подобных указов, которые подсовывают главе государства, уже не работает. Пришла пора, когда в законодательной сфере необходимо вводить нормальный менеджмент.

Если бы от того же Анфимова поступило предложение, в котором, к примеру, значилось, что покупателем ЖКУ в качестве агента выступало бы юрлицо (многоквартирный жилой дом), это стало бы площадкой для переговоров по предоставлению услуг, да и сам Комитет поучаствовал бы в полезном мероприятии. Люди доверяли бы своим управляющим жилой недвижимостью, которые, в свою очередь, знали бы, за счет чего сэкономить жильцам.

Например, дом после проведенной тепловой модернизации стал потреблять меньше энергии, и разница между предыдущими и нынешними показателями стала бы поводом для разговоров с поставщиком теплоносителя.

Это один из вариантов, когда даже в рамках монопольной системы и предельно установленных тарифов можно вести речь о снижении оплаты ЖКУ, улучшения качества услуг и т.д. К тому же такой подход полезен для самих госорганов: во-первых, бремя взыскания задолженностей переляжет на юрлицо; во-вторых, в исполкомах снизится нагрузка, связанная с жалобщиками. Им будет объяснено: у вас есть ревизионная комиссия, общее собрание, правление, не устраивает принятое ими решение - идите в суд. У нас же актив домов методично уничтожается, а дело профессиональных жалобщиков, на сторону которых, как правило, становится администрация, продолжает развиваться.

А жалобщики тем временем продолжают мешать коммунальным службам, обрывая телефон контактного центра ЖКХ: по номеру 115 невозможно дозвониться. Сейчас включили отопление, и диспетчеры вынуждены выполнять функции психотерапевта для персонажей, у которых «то греет, то не греет».

Но это проблемы технического характера, которые не могут решаться по телефону. Тем более есть этап включения домов, разработан алгоритм действий для персонала и лишнее нагнетание ситуации может только навредить. Например, техперсонал занимается подключением тепла в одном доме, а в контакт-центр звонят с жалобами люди из соседнего дома, который следующий на очереди, и оператор дает персоналу указание все бросать и бежать на адрес, откуда поступают звонки. Тогда тут же начнутся жалобы жильцов предыдущего дома - это тот случай, когда информационная служба не помогает, а мешает техперсоналу, который и так работает 24 часа в сутки.

Почему в Польше, Литве или Швеции нет термина подключения и отключения теплоносителей? В Европе не знают, что такое подготовка к осенне-зимнему периоду, у нас же такая практика зачем-то существует - возможно, для того, чтобы переложить расходы за обкатку или проверку трубы на юрлица, которые этим занимаются. У нас день включения отопления - красный день календаря: вещают из каждого утюга, выдают за свое достижение, не хватает разве что праздничного вечернего салюта по этому поводу. Это ваша обязанность, никто не должен вам за это салютовать или носить вас на руках.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».