Владимир Шанцев: Щупальца спрута
Владимир Шанцев, ucpb.org,
17:03 10/10/2016
22 года назад произошло событие, которое радикально изменило нашу страну.
Тогдашний Верховный Совет Республики Беларусь, состоявший в основном из заскорузлой номенклатуры 80-х, совершил грубейшую ошибку. Он позволил Лукашенко провести изменения в Закон Республики Беларусь "О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь".
Было принято решение о замене местного самоуправления вертикалью власти. А депутаты приняли поправки, в том числе и такие, которые вообще не укладываются в здравый смысл.
Суть этих поправок.
Раньше председателя исполнительного комитета избирали депутаты соответствующего местного Совета. И председатель исполкома, как и вся исполнительная власть, полностью были полностью подотчетны местным Советам. На таких принципах, кстати, построена система местного самоуправления в европейских странах.
А вот как стало после внесения поправок.
"Председатель областного исполнительного комитета назначается Президентом Республики Беларусь и утверждается областным Советом депутатов. Председатель районного, городского исполнительного комитета назначается председателем областного исполнительного комитета и утверждается соответствующим районным, городским Советом.
В случае, если соответствующий Совет не утвердил кандидатуру на должность председателя исполнительного комитета, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение Президента Республики Беларусь, председателя вышестоящего исполнительного комитета о назначении председателя исполнительного комитета в случае повторного отказа местного Совета депутатов утвердить кандидатуру на должность председателя исполнительного комитета является окончательным".
Смысл понятен? А смысл такой – голосуй, не голосуй… Ну, в общем, все понимают.
Неужели нельзя было тогда логически проанализировать простую задачку в двух действиях? Что это за голосование такое в центре Европы: если не проголосуете так, как я хочу, то все равно будет так, как я хочу?
О чем думали тогда депутаты Верховного Cовета? Да ни о чем. Мягко говоря, многие из них плохо думали вообще. И плохо думающих депутатов парламента Лукашенко запросто обвел вокруг пальца.
Депутаты местных Советов после этого остались с носом, их опустили ниже плинтуса, потому что без решения кадровых вопросов местные Советы – ничто, ведь известно, что кадры решают все.
Так Лукашенко в октябре 1994 года получил полную и неограниченную власть. Не в 1996, а именно в 1994 году. И с той поры понеслось. Прошли референдумы, многочисленные выборы с результатами «в одну кассу». Но это уже было вторично. С вертикалью можно проводить все с заранее прогнозируемым результатом.
Дальше – больше. В настоящее времени уже и должность председателя местного Совета депутатов согласовывается с вертикалью. А что это значит? Фактически это означает, что местный Совет выполняет только декоративные функции.
И даже Советскую площадь в Могилеве переименовали. Раз нет Советов, а только бутафория, значит, не должно быть и Советской площади!
Но власть развращает. Абсолютная власть развращает абсолютно.
А власть, которая существует для власти, не может что-то создавать. Она завела страну в тупик. Даже с огромными нефтедолларовыми вливаниями из России, по сравнению с которыми помощь для оппозиции, про которую власть вопит на каждом углу с возмущениями, – просто комариный писк.
Вот почему первостепенная задача сейчас – это реформа местного самоуправления. Нужно провести децентрализацию власти, нужно избавиться от гнойного аппендицита нашего общества – идеологической вертикали.
Давно подсчитано, что децентрализованная власть обходится налогоплательщикам на 30% дешевле централизованной. Представляете, сколько годовых бюджетов за 22 года прокутила-промотала безрассудная вертикаль, этот огромный спрут, захвативший в свои щупальца всех?
И никакие поправки в закон о выборах не будут действовать, пока выборы любого уровня курируются вертикалью. Потому, что действует вертикальное телефонное право. Один звонок из Минска – и любая цифра в протоколе участковой избирательной комиссии на окраине Хотимского района корректируется нужным образом.
Что такое местное самоуправление? Европейская Хартия местного самоуправления дает четкий и ясный ответ на этот вопрос.
"Статья 3 . Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения".
Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное, без вмешательства центра, решение населением вопросов местного значения. Оно осуществляется гражданами через местные Советы, путем выборов, других форм прямого волеизъявления. Местное самоуправление – основа любого демократического общества.
А государство не должно вмешиваться во все, оно должно заниматься созданием условий для нормальной работы местных органов власти, бизнеса, для формирования и развития структур гражданского общества, которые решают многие вопросы гораздо лучше, дешевле и эффективней.
Все это проверено временем и практикой стран, в том числе ставших на путь демократического развития после 1990 года.
А мы пока в щупальцах огромного спрута – вертикали власти, который губит страну и ее людей.
«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора.
Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».