АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Михаил Кадыров: О политике и морали 6

Нужна ли белорусской политике правда, справедливость и мораль?

После прочтения статьи Вячеслава Бобровича «Морализаторский подход в политике» у меня и возник этот вопрос. Что, прежде всего, смущает в данной статье?

Автор сразу утверждает: «Ныне наблюдается противостояния двух довольно четко выраженных позиций – сторонников строгой морали (условно назовем их «морализаторы») и прагматиков». При этом даже вкратце, даже намека нет на то, что вкладывает он в понятие «строгая мораль», и что он понимает под, скажем так, прагматизмом прагматиков.

А далее уже легко упрекает «морализаторов», что они постоянно переводят спор в русло проверки действий оппозиционных политиков на соответствие моральным нормам (каким?) и прямо или косвенно обвиняют своих оппонентов в аморальности.

При этом утверждает, что «морализаторы» абсолютизируют зло и политический режим, без обиняков отождествляют со злом, и это якобы оправдывает неизбежные жертвы в борьбе с ним, считает, что «морализаторский» подход исключает всякое взаимодействие с властью, и, в сущности, морализаторский подход ориентирует на революцию, хотя открыто этого и не признает.

Я внимательно следил за дискуссией о морали в политике, участвовал в ней и смею утверждать: такой «черно-белой» не аргументированной картины там не было.

С другой стороны, Бобрович утверждает, что логика «морализаторского» подхода и в том, чтобы «ждать, пока ситуация станет настолько плохой, что люди сами все осознают и сметут все на своем пути в революционном порыве».

Но самое удивительное (если не возмутительное), Бобрович считает, что из «морализаторской» позиции вытекает необходимость ухода во «внутреннюю эмиграцию», ожидание краха системы, заставляет желать худшего – скорейшего прихода тех времен, когда «все развалится», утверждая при этом, что «последовательная реализация этой установки исключает всякий добросовестный труд и улучшение чего бы то ни было ...».

На основании чего и для чего сделаны такие выводы - можно только догадываться.
Спор о морали в политике в действительности же возник из-за того, что на лицо была в ряде публикаций попытка оправдать аморальность в политике, доказать, что она неизбежна, в ней в силу неких специфических особенностей политики предлагалось рассматривать аморальность как некий общепризнанный принцип ведения политики, утверждалось, что они (политика и мораль) находятся в разных плоскостях и не всегда пересекаются...

Несомненно, такой подход - это крайне вредная философия, которая на руку, прежде всего, нынешней белорусской власти, которая демонстрирует тотальную аморальность.

И, по-моему, обсуждение проблемы морали в политике должно постоянно продолжаться в белорусских СМИ, и не только в не государственных.

Только моральная политика и есть настоящая, достойная политика, все остальное мелкое, своекорыстное политиканство, приводящее к деградации страны.

Самый большой недостаток белорусской политической аналитики - это почти полное отсутствие в ней духовно-нравственного измерения.

Если человек достиг должного образовательного уровня и духовно-нравственного развития, то понятие "мораль" для него углубляется, расширяется, наполняется соответствующим содержанием.

Мораль – это общепринятый в обществе к исполнению свод норм и социальных правил регулирования поведения, который всегда подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта и соответствующего института морали (других людей, общество, церковь и т.д.). Нормы морали при этом могут человеком и не разделяться.

Здесь важно обратить внимание, что мораль – это общепринятый в обществе к исполнению свод норм и социальных правил регулирования поведения. И этот свод один и тот же и для государственного деятеля, и политолога, и для журналиста, и для публициста...

Необходимость единых для всех основных моральных ценностей очень глубоко аргументируется во многих работах и богословских и философских. 

Очень точно сказал Владимир Мацкевич :

«Да, всем известно, что политики ведут себя по-разному, и, бывает, совершенно аморально. Ну и что? Это освобождает их от морали? Это запрещает давать им моральную оценку? 
Такое мнение широко распространено, однако это не делает его верным. 

Такое мнение мало того, что ошибочно, предвзято и конъюнктурно, так ещё и аморально. Оно придумано, чтобы оправдывать аморальную политику, утверждать, что "цель оправдывает средства" и что "любые средства хороши".

Приведу слова выдающегося религиозного проповедника, под руководством которого была освобождена его родина Индия от английского колониального ига и ставшего руководителем государства Махатмы Ганди: "Нас погубят — политика без принципов, удовольствия без совести, богатство без работы, знание без характера, бизнес без морали, наука без человечности и молитва без жертвы". 

Убежден - вот если у нас появятся именно с таким мировоззрением, а не с утилитарно-меркантильным, даже не руководители Государства, а пишущие о политике, только тогда появится надежда, что что-то у нас изменится к лучшему.

К сожалению, пишущих в Беларуси серьезно о политике в контексте морально-нравственных аспектов - единицы.

Ведь без нравственного осмысления политики всякая борьба с существующим в Беларуси режимом теряет смысл.

Умаляя роль морали в политике, мы позволяем политикам быть не лучшими представителями нации, но худшими.

Какое "недопустимое зло" происходит в Беларуси, что могло бы дать моральное право оппозиционным политикам быть непринципиальным, обманывать, играть в странные игры с властями и искать с ней компромисс, а также участвовать в избирательном фарсе?!

Нельзя не согласиться с политологом Павлом Усовым: "Без нравственного осмысления политического всякая борьба с существующим в Беларуси режимом теряет смысл. Только понимание того, что существующая система - это зло, дает нам моральное право на борьбу с авторитаризмом и оправдывает жертвы. Ведь если не мораль, не ценности, то что подталкивает нас к противостоянию ей?"



«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».