АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Михаил Пастухов: Как реформировать законодательство о выборах? 3

Предложения по реформированию нашего законодательства о выборах.

Михаил Пастухов
Михаил Пастухов, судья первого состава Конституционного суда РБ, доктор юридических наук, профессор
Мечислав Гриб высказал свое мнение о прошедших выборах. Согласен с его оценкой: «Выборы в Беларуси – это плохой спектакль за большие деньги». В развитие темы хотел бы изложить свои соображения по реформированию нашего законодательства о выборах. 

Хорошее начало 

Показушные выборы не привели к всеобщей апатии демократических сил. Другого результата никто и не ожидал. А тут – пропустили в «стерильную» палату двух «чужаков» - Анну Конопацкую и Алену Анисим. И демократические силы решили воспользоваться предоставленной возможностью. 

27 сентября по инициативе ОГП и Анны Копопацкой прошел круглый стол на тему: «Как остановить фальсификации и вернуть людям право выбора». В нем приняли участие около 30 человек – представителей от партий и движений, юристы, общественные активисты, журналисты. Среди них: Мечислав Гриб, Анатолий Лебедько, Александр Добровольский, Сергей Альфер, Михаил Плиско, Юрий Губаревич, Виталий Рымашевский, Валерий Ухналев, Сергей Возняк, Валентина Святская, Антонина Ковалева. Это – закаленные бойцы, прошедшие вся тяготы и лишения белорусской действительности. И я рад, что оказался в компании этих славных людей, которые не утратили оптимизма, здравого смысла и надежды на выход из кризисной ситуации. 

На круглом столе говорили не только о фальсификации выборов, но и вносили предложения по совершенствованию законодательства о выборах. В целом, вырисовалась программа поэтапных реформ в этой сфере. 

Первоочередные шаги 

Основной недостаток действующей системы выборов участники круглого стола видят в недемократическом порядке формирования избирательных комиссий. Выходом может стать включение в состав окружных и участковых комиссий представителей от кандидатов в депутаты. На этот счет должна быть прямая норма в законе. Более того, сам кандидат вправе присутствовать при подсчете голосов в любой участковой комиссии. 

Вторым слабым местом выборов участники признали институт досрочного голосования. По их мнению, он создает предпосылки для массовой фальсификации и для необоснованного завышения явки избирателей. Предлагается от досрочного голосования отказаться и проводить голосование в один день. Правда, тогда будет трудно собрать 50% избирателей. По всей видимости, придется понизить порог явки (например, до 25%). 

Третья «болевая» точка нынешних выборов – это процедура подсчета голосов и наблюдения за выборами. Теперь уже все знают, как у нас считают (точнее, не считают) голоса избирателей. Подобным фальсификациям надо положить конец. Для этого каждый бюллетень должен представляться на обозрение. В случае сомнений бюллетени должны пересчитываться. Права наблюдателей надо расширить. Они должны свободно наблюдать весь процесс подсчета голосов, получать необходимые справочные материалы, при необходимости вести фотографирование. Следует разрешить установление на участках для голосования камер видеонаблюдения. 

В законопроект, который собирается подготовить инициативная группа, могут войти и другие новации в целях обеспечения законности, прозрачности и справедливости выборов.

Последующие меры 

Участники круглого стола признали, что действующий Избирательный кодекс давно устарел и нуждается в переработке или даже отмене. По ряду причин. 

Во-первых, он предназначен для управляемых властью выборов и избрания угодных для нее кандидатов. 

Во-вторых, от активного участия в выборах отстранены политические партии, которые не могут выступать как цельные корпорации. 

В-третьих, выборы нацелены на высокую явку избирателей, которая объективно не подтверждается. 

В силу отмеченных причин предлагается сделать радикальный шаг в развитии законодательства о выборах, а именно: перейти к смешанной системе выборов. При ней половина депутатских мест замещается по прежней процедуре (через одномандатные округа), а другая половина формируется по партийным спискам. 

Такая избирательная система применяется в ряде стран, в частности, Германии, Австрии, России. Она позволяет политическим партиям выступать на выборах единым фронтом (списком), что значительно активизирует избирательный процесс и вовлекает в него много сторонников партий. 

Достоинством смешанной системы выборов является то, что в стране усиливается партийное движение, а население сознательно участвуют в политическом процессе. В результате партии получают большее представительство в парламенте, оказывают значительное влияние на процесс формирования правительства. 

Следует отдавать себе отчет в том, что действующая власть какое-то время может использовать услуги провластных партий, выдавая их за реальную многопартийность. Такой процесс наблюдается сейчас в России. Там в Государственной думе места разделяют одни и те же партии («Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия»). Оппозиционным партиям пока не удается преодолеть избирательный барьер в 5%. Но они имеют такую перспективу, в том числе путем объединения в партийные коалиции.

Для перехода к смешанной избирательной системе придется полностью переписать Избирательный кодекс. Еще лучше – от него отказаться и пойти путем создания конкретных законов о выборах: «О выборах Президента Республики Беларусь», «О выборах депутатов Парламента», «О выборах местных представительных органов», «О формировании избирательных комиссий». 

О парламенте 

Если переходить к смешанной системе выборов, то становится очевидным, что нынешней численности Палаты представителей (110 чел.) явно недостаточно для разделения на две части (для выборов депутатов-одиночек и для выборов по партийным спискам). Состав парламента надо увеличивать. При этом бросается в глаза явная ненужность верхней палаты белорусского парламента – Совета Республики. Он изначально был бутафорским и им остался. Понятно, что там «сидят» назначенные люди, которые контролируют нижнюю палату и соглашаются с указами президента о назначении на высшие должности. 

Однако основная проблема заключается в легитимности нового белорусского парламента. Ведь он был сформирован на базе незаконно принятой редакции Конституции и из состава незаконно распущенного Верховного Совета 13-го созыва. Из его состава были отобраны 110 кандидатов и назначены депутатами Палаты представителей. Совет Республики был сформирован позднее, на основании президентского декрета, что также является незаконным.

Последующие выборы не придали новому парламенту законности (легитимности). Во-первых, они никогда не были демократичными. Во-вторых, они не были признаны международным сообществом. В-третьих, этот парламент никогда не был самостоятельным и профессиональным. 

Рано или поздно от этого бутафорского образования придется отказаться. Его место по праву займет преемник Верховного Совета 13-го созыва – Верховный Совет 14-го созыва – однопалатный парламент, состоящий из 260 депутатов. Вот его и надо взять за основу при формировании новой избирательной системы. 

Очевидно, что Верховный Совет Республики Беларусь как законный парламент может выйти на авансцену белорусской истории при одном условии: если будет восстановлено действие Конституции 1994 года. 

О президенте 
Этот вопрос не обсуждался на круглом столе 27 сентября 2016 г. Но, видимо, он скоро станет предметом обсуждения: ведь президентские выборы приближаются и некоторые к ним уже начинают готовиться. Однако сначала давайте подумаем и решим, как следует избирать президента и какой президент нам нужен. 

Неужели мы опять будем действовать в прежнем правовом поле и довольствоваться показушной процедурой переизбрания того же человека? Пора бы прекратить спектакль с участием одного актера. В этой связи предлагаю обсудить два варианта предстоящих конституционных изменений: 

1) избирать президента на заседании парламента при ограничении его полномочий или 

2) вовсе упразднить должность президента. 

Первый вариант может быть поддержан не только демократическим сообществом, но и самой властью. Это – какой-то выход из затянувшейся системы жесткой единоличной власти. Путем парламентского избрания президентскую власть можно как-то смягчить и вступить в период реформации. Кроме того, действующий глава государства может отойти «в сторону», предложив на эту должность надежного человека.  

Вариант с «мягким» президентом является весьма распространенным в странах Европы. При нем президент, как английская королева, царствует, но не правит. Он не вмешивается в политику, никого «не строит». Он только предлагает кандидатуры для избрания на руководящие должности (главу правительства, председателей судов, других органов). Он подписывает законы и международные договоры, встречается с иностранными делегациями. 

Примером может быть президент Германии. Он избирается на расширенном заседании федерального парламента, в котором с правом голоса участвуют представители парламентов от всех земель. 

Второй вариант более радикальный: упразднить должность президента как излишнюю и очень дорогостоящую для Беларуси. Функции президента можно возложить на председателя парламента. Он будет подписывать законы и международные договоры, встречать делегации, ездить на международные встречи, награждать героев и т.д. При необходимости может делегировать эти функции своим заместителям. 

И не надо комплексовать по поводу того, что у нас не будет своего президента «с короной». На мой взгляд, Беларусь как небольшое и небогатое государство вполне может обходиться без должности президента. Одна только экономия на обслуживающем аппарате, транспортных средствах, прочих атрибутах президентской власти позволит поднять пенсии основной массе трудящихся не меньше, чем наполовину.  

Понятное дело, что для упразднения должности президента надо внести поправки в Конституцию и, возможно, провести референдум. Здесь тоже могут быть варианты. Если этот вопрос инициировать в рамках действующей Конституции, то надо собрать не менее 450 тысяч подписей за отмену этой должности (что не запрещается в соответствии со ст.112 ИК «Вопросы, выносимые на референдум»). Однако это маловероятно в условиях противодействия властей. Если каким-то образом будет восстановлено действие Конституции 1994 года и будет сформирован демократический парламент, то из Конституции можно исключить главу о президенте. Об этой должности будет напоминать только короткая строчка: «Председатель Парламента одновременно исполняет функции главы государства».

Послесловие 

Это – возможный путь к демократической Беларуси. Он может начаться с новых поправок в Избирательный кодекс. У нас сложилась команда, которая имеет общую цель – вернуть в Беларусь свободные и честные выборы, а также восстановить законность и демократию. Эту цель мы должны воплотить в жизнь. Присоединяйтесь! 


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».