АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Александр Обухович: Хождение по мукам 11

Больно смотреть на мучения правительства, пытающегося выработать экономическую политику, способную остановить разрастание кризиса.

Идут совещание за совещанием: то в правительстве, то у президента, то по министерствам. А сдвигов нет: доходы и экспорт падают, рабочие места сокращаются, конкурентоспособность производителей снижается.

Как бы ни была низка квалификация наших управленцев (а уже ясно, что она в сложившихся условиях недостаточна), причина пятилетнего топтания на месте в столь важном для страны вопросе явно не в ней. Могли бы уже и нынешние управленцы родить что-то серьезнее, чем НСУР-2030 и набор безосновательных (поскольку не подкрепленных ресурсами) требований к предприятиям.

Как представляется, дело в самой постановке задачи для разработки такой политики. Точнее, в тех дополнительных условиях, которыми задача на разработку такой политики дополнена, и в отсутствии инструментов для реализации безусловно необходимых мер по выводу экономики страны на траекторию развития.

И условий то, по сути, два: власть не желает масштабного сокращения госрасходов и столь же масштабных сокращений рабочих мест. По крайней мере — на «бюджетообразующих» предприятиях. А из безусловно необходимых мер — нет никаких инструментов для разработки, освоения в производстве и организации продаж новых изделий, расширения номенклатуры экспорта.

Что касается сокращения госрасходов. А что сокращать? Госаппарат, чиновников? Так ведь не только наряду с пенсионерами это главная социальная база режима. Еще и единственный имеющийся у нашей власти инструмент проведения политики. Реализовывать некоторые указы не так просто. Много тут не насокращаешь, да и зарплаты сокращаемых уже обещаны остающимся.

Расходы на социальную сферу? Так ведь развитая социальная сфера — единственный актив власти, плод ее многолетнего правления. Перечеркивать очень не хочется.

Силовиков? Так ведь в свете Майдана и вполне возможных в кризис социальных потрясений — страшно. Президент, давая добро правительству на оптимизацию госрасходов, сразу предупредил — силовиков не трогать!

Расходы на экономику? Так здесь две крупные статьи: расходы на поддержку АПК и расходы на поддержку «бюджетообразующих» предприятий. Остальное — несущественная мелочь. Ну, аппетиты АПК несколько урезали. Но это сразу отозвалось падением объемов и ростом напряженности в регионах. Тут расходы сразу цепляют конкретные интересы людей. И в первую очередь чиновников на местах. А без расходов на поддержку крупных предприятий бюджет и до нынешнего, недопустимо низкого уровня наполнить не удастся.

Понятно, что сокращать госрасходы все равно придется. Только вот чисто механически не получится: слишком велик риск негативных последствий. А провести анализ, вычистить нерациональные расходы, ненужные звенья просто некому. Тут ведь надо разобраться в функциях различных бюджетополучателей, в т.ч. управленческих звеньев, оценить риски сокращений или перевода на аутсорсинг, правильно оценить обоснованность других расходов. Нет ни структур, ни компетенций, способных выполнить эту работу.

Не лучше и ситуация с сокращением излишней численности на предприятиях. Сокращать необходимо, поскольку конкурентоспособность нашей продукции и без того непрерывно падает из-за отсутствия необходимых капвложений в модернизацию производства. И предприятия просто не тянут содержание лишних. Но ситуация настолько запущена, что сокращать необходимо много. Рабочих мест для них нет, и программа их создания благополучно провалена. Поскольку не была поддержана ни инструментами для создания, ни соответствующими капвложениями. А создавать рабочие места на конкурентоспособных предприятиях в XXIв. — очень дорого.

Вообще говоря, я уверен, что нам по силам создать почти любое производство, освоить в производстве почти любую продукцию при достаточно высоком уровне ее качества. Но большей частью это — очень дорого. И большей частью такое производство будет неконкурентоспособно, поскольку стоимость инвестиций для нас запредельна. Можно хоть конкурента «Даймлер-Бенц» вылепить, но такой объем затрат не окупится никогда. Разве что лет за двести.

Потому никто в мире и не пытается. Но «на коленке» конкурентоспособную продукцию получить невозможно. Не случайно растет и будет расти импорт промежуточной комплектации: резоннее заказать там, где есть достаточный технический уровень производства, чем размещать заказ на «убитом» предприятии со станками 60-70-х гг. Это и дорого, и гарантий качества нет.

Отсюда и проблемы в программе создания рабочих мест: только указами и финансовой поддержкой проблема не решается. Нужен большой объем работы специалистов, чтобы определиться, что нужно производить (жизнь показала, что у нас это делать некому) и как выстроить конкурентоспособное производство. И опять — некому. Поручать нынешним директорам бессмысленно: отталкиваясь от имеющихся производств, пытаясь их вписать в новое, с менталитетом имеющихся работников дело будет завалено обязательно. Нужны инструменты: организации, наборы компетенций, система финансирования. Ничего этого нет.

Что толку в совещаниях. Что в правительстве, что у президента. Их даже некому толком готовить. Если нет рабочих инструментов для решения проблем и нет политической воли эти проблемы решать. Да, ценой немалых социальных и политических издержек. Если по-другому не получается. Но решать.

А так — лишь имитация деятельности да поиск крайних. А кризис тем временем нашу экономику добьет окончательно.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».