АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Референдум Белгазпромбанк Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис Эпидемия

Михаил Пастухов: Путь к свободе и благополучию 7

Путь к свободе никогда не бывает легким.

Михаил Пастухов
Михаил Пастухов, судья первого состава Конституционного суда РБ, доктор юридических наук, профессор
Меня впечатлила статья Михаила Кадырова «Чем закончится белорусская тирания»(«Белпартизан», 8 сентября 2016 г.). В ней дается объективный, хотя и критический анализ системы власти, сложившейся в Беларуси. Но остается открытым вопрос: как перейти к нормальной демократической модели управления? Как сделать Беларусь свободной и процветающей страной? Об этом пойдет речь в данной статье. 

Люблю Беларусь! 

Известно, что во времена Кастуся Калиновского паролем участников движения за освобождения Беларуси от царского самодержавия был слоган: «Кого любишь?» - «Люблю Беларусь!». В этих словах выражалась решимость патриотов бороться за свободу и лучшую долю своей страны. 

И сегодня с нами живут люди, которые отдают себя целиком служению Беларуси. Я имею в виду, прежде всего, Павла Северинца, который издал в 2015 году уникальную книгу под названием «Люблю Беларусь!». В ней представлены 200 феноменов белорусской национальной идеи: от белорусской земли до бело-красного-белого флага. По мнению Павла Северинца, «быць беларусам - гэта значыць, любіць Бога, сваю краіну, бліжняга і нават ворага”. 

Я целиком и полностью согласен с автором данной книги. Для того, чтобы возродить Беларусь, мы должны любить свой край, язык, историю, культуру, всех братьев и сестер по рождению и по земле происхождения. 

“Люблю Беларусь!” – вот национальная идея, которая может объединить сегодняшних патриотов Беларуси для решения насущных проблем. Только те, кто любит Беларусь, вправе руководить страной, быть депутатами, госслужащими, носить “форму”, учить наших детей и внуков. 

Вернуть Конституцию 1994 года! 

Отправной точкой на пути к свободной Беларуси, на мой взгляд, должно быть восстановление Конституции 1994 года. Она была незаконно отменена после проведения референдума 1996 года. Ведь по решению Конституционного суда от 4 ноября 1996 г. результаты голосования по поправкам в Конституцию могли иметь лишь консультативный характер. Однако новой редакции Конституции сразу придали обязательную силу, что привело к роспуску легитимных органов власти, в том числе Верховного Совета и Конституционного суда. 

Печальным последствием отмены Конституции 1994 года стало упразднение основных принципов демократической государственности: разделения властей, верховенства закона, уважения прав и свобод граждан, признания принципов и норм международного права. 

К сожалению, власть позабыла, что человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью государства и общества (ст.2 Конституции). Приходится также констатировать, что государство не выполняет свою главную обязанность – принимать все доступные ему меры для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (ст.58). 

Если эти утверждения верные, то необходимо вернуть гражданам страны их законные права и свободы. Они должны быть не декларируемыми, а реальными. Органы власти не должны чинить людям препятствий в проведении мирных собраний, демонстраций, шествий, в создании новых политических партий и иных общественных объединений, в выдвижении своих кандидатов, в проведении предвыборной агитации, в свободном, без принуждения голосовании. 

Конституция 1994 года должна стать основой для дальнейших конституционных преобразований. В нее можно и нужно внести все необходимые поправки. Отдельно следует обсудить вопрос о сохранении или упразднении должности президента, о статусе парламента и правительства, об административно-территориальном устройстве страны, о возрождении местного самоуправления. 

Восстановить легитимный парламент! 

Парламент (от лат. parlare – место, где говорят) – это представительный, законодательный и контрольный орган власти. Он должен быть реальным выразителем воли народа в лице его представителей. По своему назначению и по своей природе он не может действовать вопреки интересам людей, принимать законы, ухудшающие их положение. В то же время он должен контролировать всех и вся, проводить расследование вопиющих фактов, требовать отставки любых должностных лиц. 

По этим причинам парламент должен быть авторитетным, самостоятельным и легитимным органом власти. В нем должны собраться лучшие люди страны, которые любят Беларусь и хотят ей блага. 

Если следовать Конституции 1994 года, то законным парламентом должен быть Верховный Совет Республики Беларусь 14-го созыва. Это однопалатный парламент, состоящий из 260 депутатов. Избирать его можно по разным правилам, но только путем честных и свободных выборов. Для этого нужен новый состав Центризбиркома, как и новый состав избирательных комиссий. 

Что касается нынешнего двухпалатного парламента под названием «Национальное собрание Республики Беларусь», то он изначально был создан без законных оснований и выборы в него проводились без соблюдения демократических процедур. Такая имитация выборов была бессмысленной, так как не создавала реальный легитимный парламент. Когда-то это станет всем очевидно. 

Нужен независимый суд! 

Действующая судебная система сохраняется с советских времен. Она была и остается составной частью централизованной власти. Многочисленные примеры показывают, что суды перестали быть независимыми и беспристрастными. Белорусская Фемида давно сняла со своих глаз повязку и судит по всей строгости закона, на чем настаивает прокурор-обвинитель. 

Очевидно, что нам нужны новые суды и новые судьи. Средством их обновления может быть избрание из числа квалифицированных и достойных юристов. Что касается судей высших судов, то их могут утверждать в должности депутаты Парламента. Судей нижестоящих судов могут избирать местные представительные органы из числа кандидатов, прошедших предварительный отбор. 

Украшением новой судебной системы может стать суд присяжных заседателей. Его целесообразно создать для рассмотрения отдельных категорий уголовных дел, если обвиняемый не признает себя виновным. Судебные процессы с участием присяжных заседателей станут школой правосудия для многих граждан.  

Главным средством охраны Конституции и прав граждан должен стать Конституционный суд. Он должен проверять конституционность всех актов законодательства, а также международных договоров, заключаемых от имени Республики Беларусь. Граждане могут обращаться в Конституционный суд, если в каких-то нормативных актах нарушаются их права и свободы. Этот суд должен проверять конституционность формулировок вопросов, выносимых на референдум.  

Конечно, путь к свободе никогда не бывает легким. Но рано или поздно мы придем к новой Беларуси – свободной, демократической, процветающей. И первым шагом на этом пути должно стать наше намерение любить Беларусь как наш дом, где мы живем и где будут жить наши дети, внуки и правнуки. Мы – хозяева этого дома и на нас лежит ответственность за его настоящее и будущее!



«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».