Максим Гацак: Автокефалия при авторитаризме 1

Горячее обсуждение вопросов автокефалии Православной Церкви в соседней Украине подталкивает посмотреть на возможность создания самоуправляемой Церкви и в Беларуси.

При этом авторитарный режим в стране с жесткой вертикалью власти может быть даже более удобен для создания Автокефальной Церкви, чем демократический.

В случае Украины одной из проблем в деле автокефалии является именно демократический режим с более-менее развитым разделением властей, самоуправлением в регионах и наличием интриги в ходе выборов, а также не декларируемая, а реальная свобода совести. В связи с этим центральные власти не в силах принудить различные православные Церкви к объединению для создания единой поместной Церкви, признанной мировым православием. Именно поэтому здесь существуют сразу три крупных, независимых друг от друга Православных Церкви – Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата, Украинская Православная Церковь Московского Патриархата и Украинская Автокефальная Православная Церковь. Две из них не находятся в единении с мировым православием, одна находится в подчинении Москвы, с которой у Киева напряженные, мягко говоря, отношения.

Но даже в условиях конфликта с Россией, киевские власти не способны пренебречь демократическими процедурами и приблизить объединение украинского православия. Из-за наличия трех Церквей возникают вопросы и у Константинополя, к которому Киев обратился с официальной просьбой помочь в объединении и мировом признании украинского православия. А именно: на базе какой из Церквей проводить объединение, как сделать так, чтобы в нем участвовали все Церкви и чтобы объединение не оказалось номинальным.

Вместе с тем опыт авторитарного режима в Беларуси показывает, что перед официальным Минском, в случае появления у него желания создать собственную автокефалию, эти проблемы стоять не будут. На примере Белорусской Автокефальной Православной Церкви видно, что белорусские власти в состоянии побороть церковную (и не только) оппозицию. Сегодня БАПЦ,  которая пыталась заложить свои структуры в стране в 1990-х годах, в Беларуси фактически имеет лишь один приход и одного священника на всю страну, а предстоятель БАПЦ сталкивается с проблемами при пересечении белорусской границы.

При этом в БАПЦ заявляют, что власти систематически мешают им зарегистрировать свой приход, не говоря уже о самой Церкви. Также оказались разгромлены и маргинализированы и прочие автокефалистские группы, причем у некоторых из них даже были свои храмы, которые сейчас переданы официальной Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата.

Желанию же создать независимую автокефальную Церковь у властей может поспособствовать стремление ослабить российский контроль на события в Беларуси, уменьшить идеологическое влияние Москвы, а также увеличить свои собственные контроль и идеологическое влияние.

В случае появления такого желания и наличия согласия ряда иерархов руководство страны, сконцентрировавшее в своих руках всю полноту исполнительной, законодательной и судебной власти, а также создавшее вертикаль, включающую руководителей всех уровней от председателей колхозов и до президента, в состоянии провести через Синод или архиерейский Собор БПЦ решение об объявлении автокефалии и выходе из состава РПЦ.

Также «красный дом» в силах избежать возможного раскола БПЦ и создания альтернативных центров православия в стране. Во-первых, власти страны, судя по их предыдущему опыту, смогут сделать так, чтобы все имущество, включая монастыри и храмы, осталось в руках официальной, теперь уже автокефальной БПЦ. Попытки создания новых структур, альтернативных БПЦ, могут быть легко пресечены как министерством юстиции, которое по традиции может найти неисправимые  поводы для нерегистрации, так и силовыми ведомствами и судами, которые продолжат действовать в русле официальной политики. При этом белорусское законодательство, предусматривающее обязательную регистрацию религиозных общин, ответственность (вплоть до уголовной) за деятельность от имени незарегистрированной организации и фактический запрет на проведение богослужений вне официально разрешенных мест, поможет в скором времени пресечь активную деятельность противников автокефалии.

При этом у БПЦ также имеется опыт противостояния противникам «политики партии», чему яркий пример — неудачные попытки ряда священников и монахов раскритиковать встречу Патриарха Кирилла и Папы Франциска.

Создание независимой от Москвы автокефальной Церкви с большой долей вероятности встретит поддержку также многих оппозиционных организаций и СМИ. Не будут активно противостоять отрыву от РПЦ и значительная часть секуляризованного православного общества Беларуси, которое появляется в храмах лишь по особым случаям.

Также цельной и единой автокефальной БПЦ будет проще, нежели в Украине, получить признание мирового православия и в частности Константинополя.

Вместе с тем высокой будет угроза негативной реакции со стороны пророссийских организаций, «казачества» и военно-патриотических клубов, а также непосредственно Кремля и руководства Русской Православной Церкви. Все это может обострить и так растущее негативное отношение к Минску со стороны России и даже послужить поводом для появления в Беларуси «зеленых человечков» и «отпускников» из РФ.

Кроме того, очевидно, что в случае создания автокефалии по инициативе властей и при их активном участии резко возрастет влияние властей на внутрицерковную жизнь, более частыми станут случаи вмешательства по тем или иным вопросам, даже не касающимся автокефалии. Также в случае развития событий по описанному сценарию частыми станут случаи нарушения свободы совести и вероисповедания в отношении противников отделения БПЦ.

Не исключен риск и того, что в случае смены режима Белорусская Православная Церковь может вновь лишиться автокефалии или же значительной части приходов и прихожан, которые вместе со священниками, а то и епископами при ослаблении давления могут вернуться в РПЦ.

Так что сам факт наличия авторитарного режима в Беларуси в определенной степени облегчает возможность создания и признания автокефальной Белорусской Православной Церкви. Однако активное и направляющее участие властей в этом вопросе может привести к широким негативным последствиям, а при ослаблении их влияния в очередной раз нивелировать все попытки создания самостоятельной БПЦ.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».