АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Михаил Пастухов: Белорусская специфика экстремизма 3

Как понимается экстремизм? Почему за него так резко взялись? Что ожидать от принятия нового законодательства?

Михаил Пастухов
Михаил Пастухов, судья первого состава Конституционного суда РБ, доктор юридических наук, профессор
С 3-го мая вступили в силу поправки в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях и иные законы. Теперь введена уголовная ответственность за создание экстремистских организаций, их руководство и финансирование, усилена ответственность за изготовление, хранение и распространение информационной продукции, содержащей экстремистские призывы.

Что такое экстремизм?

Согласно Википедии, экстремизм (с латинского  extremus – крайний) – это приверженность к крайним взглядам, мерам. Он может проявляться в разных сферах, чаще всего в политической деятельности. Его формами могут быть призывы к насильственному изменению конституционного строя, организация массовых беспорядков, вооруженное нападение на представителей власти, распространение печатной продукции с призывами к неповиновению властям, к акциям протеста.

В мире нет единого подхода к экстремизму. В рамках Совета Европы экстремизм трактуется как форма политической деятельности, которая «…основана на идеологии и практике нетерпимости, ксенофобии, антисемитизма и ультранационализма» (из резолюции ПАСЕ №1344 от 2003 г. «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе»).

Более четкие критерии экстремизма закрепляются в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15 июня 2001 г. Ее подписали Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В этом документе экстремизм определяется  как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя, а равно посягательство на общественную безопасность, в том числе путем создания незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон».

Тем самым, акцент делается на насильственном характере действий и их направленности в ущерб государственным и общественным интересам.

Жесткие меры ответственности за проявления экстремизма предусматриваются в законодательстве Российской Федерации. Там действует Закон «О противодействии экстремисткой деятельности» от 25 июля 2002 г. (с изм. и доп.). В соответствии с этим законом под экстремизм попадает широкий круг действий: от попыток насильственного изменения основ конституционного строя до финансирования такого рода деяний, а равно иного содействия в их организации, подготовке и осуществлении.

Белорусская специфика экстремизма

По примеру России был принят белорусский закон «О противодействии экстремизму» от 4 января 2007 г. В нем закрепляются разные проявления экстремизма: как «деятельность», «воспрепятствование законной деятельности» и «публичные призывы к указанной деятельности и действиям, их финансирование либо иное содействие в их осуществлении». Перечисление признаков этого деяния составляет почти целую страницу. Тем не менее, остановимся на некоторых особенностях белорусской модели экстремизма.

Согласно ст.1 Закона, экстремизм – это, прежде всего, деятельность политических партий, общественных объединений, религиозных организаций либо граждан Республики Беларусь и прочих лиц, если они планируют, организуют, готовят и совершают действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя и территориальной целостности, захват или удержание государственной власти неконституционным путем, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, а также социальной розни.

Такого рода действия должны быть связаны с насилием или призывами к насилию, направлены на унижение национальной чести и достоинства, организацию и осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма.

Другой формой экстремизма выступает воспрепятствование законной деятельности государственных органов, в том числе избирательным комиссиям, высказывание угроз в отношении должностных лиц и их близких родственников.

Еще одной формой экстремизма в Беларуси могут быть публичные призывы к вышеуказанным действиям, финансирование либо иное содействие в их осуществлении, в том числе путем предоставления недвижимого имущества, средств электросвязи, иных материально-технических средств или информационных услуг.

По Закону в качестве экстремистской организации может  выступать «организация, осуществляющая экстремистскую деятельность либо признающая возможность использования в своей деятельности экстремизма…». К такой организации может быть отнесена организация, должностное лицо которой финансирует экстремистскую деятельность с использованием своих должностных полномочий за счет средств этой организации. Однако в любом случае требуется, чтобы организация была признана экстремистской по решению Верховного суда Республики Беларусь.

В Уголовном кодексе действия экстремистской направленности можно квалифицировать по разным составам преступления. Назовем некоторые из них: «Незаконные организация деятельности общественного объединения, религиозной организации или фонда либо участие в их деятельности» (ст.193-1), «Создание преступной организации либо участие в ней» (ст.285), «Бандитизм» (ст.286), «Создание незаконного вооруженного формирования» (ст.287), «Принуждение лица к участию в преступной организации» (ст.288), «Терроризм» (ст.289), «Угроза совершением акта терроризма» (ст.290), «Финансирование террористической деятельности» (ст.290-1), «Захват заложников» (ст.291), «Захват зданий и сооружений» (ст.292), «Массовые беспорядки» (ст.293).

В то же время следует признать, что в Уголовном кодексе отсутствовала специальная ответственность за экстремизм. В этом просто не было необходимости. Во-первых, по той причине, что действия, похожие на экстремизм, можно было квалифицировать по другим статьям УК, а во-вторых, по той причине, что фактов реального экстремизма в Беларуси не наблюдалось.

Новый этап борьбы с экстремизмом

В апреле с.г. по инициативе Комитета государственной безопасности в ряд законов, в том числе в Закон «О противодействии экстремизму», «Об общественных объединениях», «О массовых мероприятиях», «Об оружии», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданстве в Республике Беларусь», в Уголовный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях были внесены соответствующие изменения и дополнения, направленные на противодействие и ужесточение ответственности за экстремистские проявления.

Отныне установлена ответственность за создание экстремистского формирования, за руководство им или его структурным подразделением. За такие действия грозит наказание в виде ограничение свободы до пяти лет или лишение свободы от трех до семи лет. Строгая ответственность вводится за финансирование деятельности такого формирования. Усиливается уголовная ответственность за разжигание социальной вражды и розни (до пяти лет лишения свободы). В Кодекс об административных правонарушениях включена специальная норма об ответственности за распространение информационной продукции с призывами к экстремизму.

Невольно приходится задуматься: почему так решительно органы власти «взялись» за экстремизм и на каком основании?

Ответы могут быть разные. Инициаторы «поправок» говорили о том, что в Беларуси вообще нет ответственности за экстремизм, а в соседнем государстве – разгорается вооруженный конфликт, в который втягиваются и белорусские граждане. На самом деле, как представляется, власти обеспокоены тем, что в стране на фоне ухудшения экономической ситуации растет массовое недовольство. Его надо как-то пресекать, сдерживать, подавлять. Для этого нужны жесткие меры в отношении всяких смутьянов. Их вполне можно привлекать к ответственности под видом экстремистов. Попробуй  потом докажи, что не призывал к насильственным действиям, а выступал всего лишь за необходимость реформ.

Экстремисты – это враги?

Никто толком не знает, что такое экстремизм. Это незнание может привести к тому, что можно произвольно наклеивать ярлык экстремиста на любого инициатора массовых акций, на любого несогласного с властью, а также политических активистов. Если «несогласные» сформируют какие-то «центры», «комитеты», «движения», то их можно признавать экстремистскими формированиями. А потом - судить с учетом их роли в этом «формировании»: руководитель, пособник, финансист, пропагандист.

При попустительстве властей слово «экстремист» может стать синонимом слова «враг народа» или «враг государства». Снова могут начаться «чистки» общества, тем более, что правовая база для этого создана. Осталось только начать «процесс».

На мой взгляд, над белорусским обществом снова навис дамоклов меч террора. На этот раз под флагом борьбы с экстремизмом. Пока не поздно намечаемую кампанию надо остановить. Новоиспеченные «экстремисты» не должны повторить судьбу «врагов народа»!

В завершении, отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, хочу отметить: не всякие  «формирования» могут признаваться экстремистскими и не всякие критики режима считаться «пятиколонниками». Во всяком  случае, деятельность органов госбезопасности, которые будут «работать» по экстремистским проявлениям, должна находиться под плотным контролем прокуратуры. А учитывая, что такого контроля у нас на практике не может быть, надо ставить вопрос о реформировании всей правоохранительной системы. Поводов и оснований для этого – более чем достаточно.

Как юрист я вижу много расхождений в вышеназванных «поправках» с нормами Конституции, гарантирующими гражданам полноту использования своих прав и свобод.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».