АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Референдум Белгазпромбанк Беларусь-Россия Павел Шеремет Экономический кризис Эпидемия

Алесь Киркевич: Спасибо деду за попытку 80

Придется выбирать: либо носить цветы и лампадки в Куропаты, либо - венки с лентами на капище «победы».

Белорусы, как язычники со стажем, успели выучить пословицу: «И Богу свечку, и черту кочергу». И в Куропатах крест поставить, и к монументу «Победы» венок занести… Последовательность – явно не наш конек.

Монумент, во-первых, какой победы? Победа Колымы над Бухенвальдом – это чья победа? Правильно, победа Москвы. Победа Сталина. Победа ГУЛАГа. Победа режима «красного фашизма».

Но ведь «деды воевали», как быть? Так деды много где воевали, а еще больше дедов сгнило в Сибири или было расстреляно и замучено в чекистских застенках. Как ни крути, а деды защищали империю, обнесенную колючей проволокой, где потом, по возвращении с фронта, их опять сажали, опять загоняли в колхозы, пичкали антирелигиозной пропагандой.

Так ведь «красное знамя победы»… Да, красное. Конечно – победы. Победы в войне, которую сам Советский Союз и развязал в 1939-м, помогая Гитлеру уничтожать Польшу. Кто знает, сколько сил понадобилось бы Германии, чтобы сломить сопротивление поляков самостоятельно? Пошел бы Рейх дальше после этого?..

С точки зрения «ватника» тут, конечно, нет никаких противоречий. Для «ватника», который сегодня поддерживает Путина, ЛНР-ДНР, аннексию Крыма – всё нормально. И кремлевский порядок, и «правитель пожестче», и «ежовые рукавицы»… Все привычно. А для остальных?

Бренд «победы» и «дедывоевали» сегодня – визитные карточки кремлевской пропаганды, главные козыри. То есть когда Вы несете цветы к официозным памятникам и вечным огням – вы несете дань на капище московских язычников. Хотите почтить воевавших предков – сходите в церковь или на могилу, без пафоса и черно-оранжевых лент.

Мой дед тоже воевал, пошел добровольцем, хотя имел «бронь» по здоровью, дошел до Берлина. Только вот его родной брат был замучен советами в 1937-м, дядя – сослан в Казахстан. А еще один брат погиб в Украине, воюя по другую сторону… Ну и кто тут прав? Который из дедов – роднее?..

Мышление «ватника» слабо поддается анализу, это случай для психотерапевта, патология. Куда более абсурдно мышление национально-сознательной публики, читающей Гениюш и Арсеньеву и одновременно участвующей в культе «победобесия».

Не будем забывать: где Гениюш и Арсеньева – там и Витушко, и Космович, и Абрамова, сотни людей, не реабилитированных по сей день. Не только государством, но и «прогрессивной» интеллигенцией, «независимыми» СМИ.

Почему деятели, носившие Погоню и бело-красно-белый флаг в 1944-м, хуже деятелей, которые делали то же самое в 1918-м? Так же создавали администрацию и военные формирования под эгидой других государств, так же пропагандировали белорусскую школу, так же налаживали белорусскую печать?..

Парадокс хотя бы в том, что часто это те же самые люди: Езовитов, Кушель, Ивановский. Получается, что во времена БНР они были героями, а при БЦР вдруг стали предателями?

Слово «предатель», плотно засевший реликт из советского лексикона, сегодня вообще должно вызывать иронию. Ну как мог предать Советский Союз человек, который родился в Царской России или Польше, на веку которого Беларусь многократно переходила их рук в руки? Россия-Германия-Польша-СССР-Германия…

Приход немцев в 1941 большая часть белорусского актива рассматривала так же, как приход немцев в 1915-м. Как смену очередной чужой временной власти. Как шанс на создание своего государства, армии, школы. Почему же, в таком случае, БНР не коллаборация, а БЦР – коллаборация?

Белорусы, принявшие участие в «белорусизации» 1920-х под коммунистами, по такой логике, тоже коллаборанты. То есть люди, которые повелись на обещания и сотрудничали с оккупантом, чтобы использовать шанс для национального возрождения, который обернулся катастрофой, в первую очередь для них самих. Купала, Горецкий, Ластовский, Лёсик и многие другие – коллаборанты-неудачники?

В конце 80-х-начале 90-х, кстати, уже был такой позорный прецедент: когда о. Александр Надсон начал приезжать в Беларусь, помогая детям Чернобыля и возрождая греко-католическую церковь, не только советская пропаганда, на последнем издыхании, объявила его «фашистом» за службу в СБМ, но и часть «свядомай» публики подняла крик о «компрометации идеи», мол, лучше б и не приезжал…

Сегодня последние участники белорусских формирований времен войны доживают в своей стране без поддержки и внимания – не только со стороны государства, что и так ясно, но и со стороны, казалось бы, патриотического сегмента общества. Про них не пишут в газетах, не помогают материально, к ним изредка ездят футбольные фанаты да несколько сердобольных активистов постарше.

А у этих дедов была своя война, своя попытка сделать Беларусь белорусской, свои сроки в ГУЛАГе за эту попытку и свой крест: презрение своих и чужих. Их война, к слову, так и не закончилась – сегодня они умирают под звуки официальной канонады на «день победы» и гробового молчания со стороны «независимых» СМИ и демократических активистов, забытые и непонятые.

***

…Совсем скоро по Минску пройдут танки, трактора, сеялки и веялки. В парковых зонах кто-то будет блевать после удачного праздника, а через несколько дней дворники уберут тонны зелени с мраморных монументов.

Уважаемые, будьте последовательны: если участвуете во всем этом, то не ходите потом в Куропаты, не читайте Гениюш, не завязывайте в машине бело-красно-белую или сине-желтую ленту.

Смотрите Киселева. Поднимайте тосты за Сталина. Верьте в распятых мальчиков. Будьте последовательны.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».