АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Михаил Пастухов: Беларусь без президента 3

Десять шагов к лучшей жизни.

Михаил Пастухов
Михаил Пастухов, судья первого состава Конституционного суда РБ, доктор юридических наук, профессор
Референдум в Армении 6 декабря подтвердил желание армянского народа отказаться от президентской формы правления в пользу парламентской демократии. После окончания срока полномочий действующего президента главным должностным лицом Армении станет премьер-министр. 

Напомню, что такая форма правления была в Беларуси до избрания первого президента. Тогда функции главы государства осуществлял по должности председатель парламента (Верховного Совета Республики Беларусь), а исполнительная власть вверялась правительству – Совету Министров. 

Полагаю, что в целях обеспечения принципов демократического правового государства Беларусь также должна перейти к парламентской форме правления. Для этого следует реализовать программу «Беларусь без президента или 10 шагов к лучшей жизни». 

Первый шаг: восстановление Конституции 1994 года. 

Это – главный шаг на пути к установлению в стране законности и демократии. Он предопределяется тем, что в результате референдума 1996 г. действие Конституции 1994 г. было приостановлено. Вместо нее была введена, по сути, новая Конституция, которая закрепила единоличную власть «главы государства». 

Восстановить Конституцию 1994 года можно несколькими способами: путем проведения Всебелорусского собрания народных представителей (по Конституции, народ – единственный источник государственной власти); путем принятия решения новым парламентом; путем признания референдума 1996 года неконституционным. 

Второй шаг: упразднение должности президента как излишней для белорусской государственной системы. 

Эта должность изначально была включена в Конституцию как способ удержания власти коммунистической партийной номенклатурой. Она стала предпосылкой и основой для узурпации власти и превращения ее в несменяемую диктатуру. Функции президента могут быть возложены на председателя парламента. 

Третий шаг: воссоздание легитимного парламента. 

Если исходить из того, что Верховный Совет Республики Беларусь 13-го созыва был распущен без законных оснований, то следующим легитимным парламентом должен быть Верховный Совет Республики Беларусь 14-го созыва. Его и надо избрать в составе 260 депутатов. Этому парламенту должна перейти законодательная власть и право принятия решений от имени белорусского народа. 

Выборы нового парламента могут стать поворотной точкой в развитии белорусской государственности, в восстановлении законности и демократии. 

Четвертый шаг: формирование нового правительства

Оно должно формироваться парламентом с учетом интересов партийных фракций и коалиций. Правительство станет коллегиальным органом государственного управления.

Пятый шаг: формирование нового состава судов. 

При этом высшие суды (Конституционный суд, Верховный суд, Высший хозяйственный суд) должны избираться Парламентом в порядке, предусмотренном Конституцией 1994 г., а нижестоящие суды – местными представительными органами по рекомендации органов судебного самоуправления. В последующем может быть принята Концепция судебно-правовой реформы, в которой будет намечена программа преобразований судов и правоохранительных органов. 

Шестой шаг: проведение реформы административно-территориального устройства страны. 

Ее целью может стать модернизация системы местного управления и самоуправления, укрупнение районов и сельских административных единиц. Города должны получить статус самостоятельных административных единиц. 

Седьмой этап: проведение выборов в местные представительные органы, а также формирование нового состава исполкомов. 

Выборы мэров городов, которые получат статус административных единиц, должны осуществляться путем прямых выборов. Исполкомы должны формироваться местными представительными органами. 

Восьмой этап: «чистка» и реформирование судов, прокуратуры, органов предварительного расследования, органов внутренних дел и государственной безопасности, учреждений исполнения уголовных наказаний (в соответствии с Концепцией судебно-правовой реформы). 

Девятый шаг: осуществление реформ в сфере экономики, финансов, образования, культуры, в социальной сфере. 

Здесь следует принять специальные программы, которые позволят вывести Беларусь на более высокий уровень развития, прогресса и благосостояния. 

Десятый шаг: определение новых приоритетов во внешней политике. 

В частности, следует выйти из межгосударственных образований, которые не отвечают интересам белорусского народа и представляют опасность для суверенитета Беларуси. Основным приоритетом должен стать европейский путь развития и соблюдение принципа нейтралитета и безъядерного статуса. 

*** 

Предложенные меры являются необходимыми и достаточными для восстановления в Беларуси демократических и правовых основ государственности.



«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».