Алесь Киркевич: Анатоль Тарас. История для одного человека
Вы еще не слышали, что книги Тараса, а заодно и всю серию «Неизвестная история», сняли с прилавков магазинов «БелКниги»? Не слышали? Правильно, продавцы в книжных тоже про это не слышали. По их версии, все раскупили. За один день или ночь, наверное…
По версии самого Тараса, на этот счет есть соответствующая бумага «сверху». А бумага, в свою очередь, стала результатом «праведного гнева» какого-то высокопоставленного гостя из Московии, которого угораздило в Минске наткнуться на «харвестовские» издания про историю ВКЛ и московско-литовские войны.
На данный момент, впрочем, все это домыслы: фотокопии бумаги, как и свидетельств на счет гостя нигде нет. Однако факт остается фактом: тысячи томов русскоязычных книг по истории Беларуси из магазинов исчезли.
Самое интересное, что когда довелось говорить об этом с некоторыми знакомыми, вроде как не чужими нашей истории и культуре, я услышал: “Кнігі Тараса шкодныя”, “Тарас казачнік”, “Прыбралі? Ну і правільна зрабілі!..”
Я конечно понимаю, что среди белорусских националистов все друг друга ненавидят, но это уже перебор. Радоваться тому, что запрещают книги по истории, написанные с патриотических белорусоцентричных позиций?..
Да, говорят, Тарас пишет по-русски. И что дальше? Все привыкли, что в патриотическом ключе пишут только по-белорусски: Саганович, Орлов, Кравцевич… Но страшен ведь не пистолет, который стреляет, а, например, табурет или дверная ручка с теми же функциями. Русофобские книги по-русски – тот же стреляющий табурет, который застает противника врасплох. “Нож в спину”, как сейчас модно говорить.
Да, говорят, Тарас недолюбливает деятелей эпохи БНР, а также оппозицию БНФ начала 90-х. Ну а почему он не имеет права на такую концепцию истории и свой взгляд? Никто, впрочем, так и не проанализировал детально ошибки как “отцов” БНР, так и “отцов” БНФ – куда проще нацепить на всех нимбы и зажечь рядом лампадку.
Да, говорят, Тарас пишет историю “для власти”, а может даже для одного конкретного человека. Отсюда русский язык, “адраджэнцы” как ругательное слово и целый ряд других интересных подсказок.
История ведь знает такие примеры. Есть мнение, что булгаковские “Мастер и Маргарита” писались исключительно для “отца народов” как послание: нельзя обижать талантливых людей. Просто людей, “испорченных квартирным вопросом”, можно. Мастеров – нельзя, без них ты банальный диктатор. Так Булгаков заступался за своих коллег по цеху.
Так может и Тарас под обложкой русскоязычной “Неизветной истории” заново учит истории самого главного в Беларуси историка? Просто и доходчиво, в понятных для него выражениях. Коррупционеров, чиновников обижать можно. Националистов – нельзя, без них ты не выживешь, тебя съедят.
Кстати, Сталин Булгакова услышал. Кто бы мог подумать, роман был даже напечатан в Союзе. Михаилу Афанасьевичу это и присниться не могло.
…С Тарасом, правда, все может быть несколько проще, если представить, что весь наш народ – это коллективный Лукашенко. Инъекция национализма через доходчиво написанную популярным языком историю ему жизненно необходима.
Факт при этом остается фактом: Тараса запретили. Может, Лукашенко, в отличии от Сталина, просто не читает книжек?..
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».