АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Леонид Спаткай: Как спасти нейтралитет 4

Еще раз о военных базах России в «нейтральной» Беларуси.

Леонид Спаткай
Леонид Спаткай
7 сентября 2015 г. Правительством Российской Федерации было принято постановление № 945, которым был одобрен прилагаемый к нему представленный Министерством обороны Российской Федерации и предварительно проработанный с «Белорусской Стороной проект Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь», а президенту Российской Федерации было представлено «предложение о подписании указанного Соглашения»

Лукашенко должен был обсудить судьбу российской базы в Беларуси во время своего первого официального визита после выборов в Москву. Визит перенесли. Возможно, до сих пор не согласовали окончательные условия. 

Хочу еще раз изложить свою позицию по поводу перспектив российской базы на нашей территории. Итак, часть вторая статьи 18 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) гласит, что «Республика Беларусь ставит целью сделать свою территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным», т.е. Конституция Республики Беларусь не провозглашает ее безъядерной и нейтральной, а заявляет лишь о стремлении к этим статусам. О стремлении государства к нейтральному статусу гласит и статья 6 Концепции Национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575: «Республика Беларусь является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса». 

Таким образом, нынешние реалии – Республика Беларусь не является нейтральным государством, ни по букве своих законов, ни по сути, ибо согласно международному праву «постоянно-нейтраль­ные государства не принимают участия в военно-политических союзах, отказываются от размещения на своей территории ино­странных военных баз, выступают против оружия массового уничтожения, активно поддерживают усилия мирового сообще­ства в сфере разоружения, укрепления доверия и сотрудниче­ства между государствами», а Беларусь с 18 сентября 2003 г. является членом военно-политического союза – Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), статья 7 Устава которой предусматривает «создание коалиционных (коллективных) сил Организации, региональных (объединенных) группировок войск (сил), миротворческих сил, объединенных систем и органов управления ими, военной инфраструктуры». 

Кроме того, согласно статьи 4 Закона Республики Беларусь от 13 января 2003 г. «О военном положении» в редакции, вступившей в силу 2 февраля 2015 г. «акт вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, совершенный против государства – участника Организации Договора о коллективной безопасности» является основанием «для введения военного положения на территории Республики Беларусь». 

Кроме членства в ОДКБ Республика Беларусь осуществляет двустороннее военное сотрудничество с Российской Федерацией на основе заключенных между ними Договора о военном сотрудничестве, заключенном 19 декабря 1997 г. вместо Договора о координации деятельности в военной области от 20 июля 1992 г., Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о принципах взаимного технического и материального обеспечения их Вооруженных Сил от 20 июля 1992 г., Соглашения о Стратегических силах, временно размещенных на территории Республики Беларусь, Договора о статусе воинских формирований Российской Федерации из состава Стратегических сил, временно размещенных на территории Республики Беларусь от 24 сентября 1993 г., Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством Российской Федерации о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности от 20 мая 1994 г., Договора о развитии военно-технического сотрудничества от 10 декабря 2009 г., а также Соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь от 6 января 1995 г., согласно которому на территории Беларуси размещаются две российские воинские части с объектами военно-технической инфраструктуры, имеющие стратегическое значение для обеспечения безопасности России. Это Отдельный радиотехнический узел «Ганцевичи» со стационарной цифровой радиолокационной станцией дециметрового диапазона типа «Волга», входящий в систему предупреждения о ракетном нападении воздушно-космической обороны России (располагается у н.п. Озеречье Клецкого района, в 48 км юго-восточнее г. Барановичи) и 43-й узел связи Военно-морского флота России, обеспечивающий постоянную радиосвязь Главного штаба ВМФ с кораблями и подводными лодками, в том числе и находящимися в подводном положении, а также проводит радиотехническую разведку и радиоэлектронную борьбу и функционирует в интересах других видов Вооруженных Сил и родов войск России (расположен в 7 км к западу от г. Вилейка Минской области). 

Однако эти воинские формирования, согласно указанному межправительственному соглашению, являются российскими военными учреждениями и не имеют статуса военной базы, а все недвижимое имущество и занимаемые ими и их инфраструктурой земельные участки переданы России на 25 лет во временное пользование без взимания налогов, тем не менее, это воинские объекты и формирования иностранного государства. На основании заключенного 21 февраля 1995 г. Соглашения между правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь о военном контроле за качеством продукции, поставляемой для Вооруженных сил Российской Федерации и Вооруженных сил Республики Беларусь на территории Беларуси размещается еще одно российское воинское формирование – Военное представительство 1281, военнослужащие и сотрудники которого осуществляют приемку продукции, производимую предприятиями Беларуси, участвующими в выполнении оборонного заказа России. 

Еще одно российское воинское формирование на территории Беларуси находится на основании Договора о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Беларусь, заключенного 21 февраля 1995 г. Это Оперативная группа пограничной службы Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации при Государственном пограничном комитете Республики Беларусь. 

Кроме того, на основе Концепции совместной оборонной политики Беларуси и России, утвержденной 2 апреля 1997 г. решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России, было заключено межгосударственное Соглашение о совместном обеспечении региональной безопасности в военной сфере, во исполнение которого к июню 2000 г. была создана региональная группировка войск (сил) Беларуси и России (РГВ), в состав которой вошли в полном составе Вооруженные Силы Республики Беларусь, 20-я армия Западного военного округа Вооруженных Сил Российской Федерации, а также дислоцирующиеся в этом регионе соединения и воинские части усиления центрального и окружного подчинения Вооруженных Сил Российской Федерации. 

Порядок совместного использования РГВ объектов военной инфраструктуры (т.е. пунктов управления войсками, мест дислокации войск, систем инженерного оборудования местности, позиций и объектов сил и средств противовоздушной обороны, аэродромов, узлов и линий связи, полигонов, арсеналов, баз, складов, предприятий по ремонту военной техники и других объектов, используемых войсками в повседневной деятельности в мирное время и которые планируется использовать в период боевых действий), расположенных как на территории Беларуси, так и на территории областей России, непосредственно прилегающих к государственной границе Беларуси, определяется соглашением, вступившим в силу 14 января 2000 г. 

Согласно данного соглашения, перечень объектов военной инфраструктуры для совместного использования в интересах РГВ разрабатывается министерствами обороны обеих стран. Возможно, что в данный перечень включены и аэродром, находящийся около Бобруйска, на котором до 1993 г. базировался полк бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22МЗ, а после перебазирования полка на территорию России он был законсервирован и находился на обслуживании 83-го отдельного ордена Красной Звезды инженерно-аэродромного полка в полном соответствии со статьей 7 данного Соглашения, которая гласит, что «Стороны поддерживают объекты военной инфраструктуры в рабочем состоянии и в готовности к совместному использованию». Кроме РГВ, в рамках военного сотрудничества Беларуси и России создана единая региональная система (ЕРС) ПВО. 

Еще 9 декабря 1995 г. был подписан «Протокол договоренности по вопросам подготовки и организации совместного боевого дежурства по противовоздушной обороне сил и средств ПВО Республики Беларусь, сил и средств ПВО Российской Федерации в составе объединенной системы противовоздушной обороны государств-участников СНГ» и с 1 апреля 1996 г. войска ПВО Беларуси и России приступили к совместному боевому дежурству по охране воздушных границ, а 3 февраля 2009 г. было подписано «Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь» и ЕРС ПВО начала функционировать в полном объеме. В ее состав включены силы и средства противовоздушной обороны ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь, силы и средства противовоздушной обороны двух объединений ВВС и часть сил и средств Балтийского флота Вооруженных Сил Российской Федерации. 

Также Беларусь и Россия осуществляют совместную охрану белорусской границы. Договор о совместных усилиях в охране Государственной границы Республики Беларусь был заключен еще 21 февраля 1995 г. и с 11 мая 1995 г. – даты вступления его в силу, был снят вопрос о статусе государственной границы Беларуси с Россией. С того времени ни одно подразделение белорусских пограничников никогда не выступало на охрану Государственной границы Беларуси с Россией, а единственный пограничный столб был установлен у пункта пропуска «Редьки» в 1995 г. и буквально на следующий день был выкопан Александром Лукашенко и премьер-министром России Виктором Черномырдиным. 

Кроме того, на основании межправительственного Соглашения от 15 марта 1994 г. России принимает непосредственное участие в финансировании обустройства и оборудования Государственной границы Беларуси с Латвией и Литвой, а также оказывает Беларуси необходимую помощь в материально-техническом обеспечении пограничных формирований, «в разработке, размещении заказов, изготовлении, внедрении и ремонте вооружения, техники и оборудования, применяемых в охране Государственной границы Республики Беларусь» и «в подготовке кадров, в том числе младших специалистов». Во исполнение Договора о совместных усилиях по охране Государственной границы Беларуси, было утверждено и реализовано несколько союзных программ по обустройству границ, для реализации которых в 1996-2001 гг. из бюджета Союзного государства было выделено 222,7 млн. российских рублей, в 2002-2005 гг. – 3,4 млрд. российских рублей, в 2007-2011 гг. – более 2,8 млрд. российских рублей. За эти средства в 1996-2011 гг. было возведено около 500 различных пограничных объектов, а доля российского вклада в обустройство Государственной границы Беларуси с Латвией и Литвой за 1996-2011 гг. около 4,5 млрд. российских рублей или примерно 150 млн. долларов США. В настоящее время осуществляется реализация программы «Укрепление пограничной безопасности Союзного государства на период 2012-2016 годов», по которой Беларуси из бюджета Союзного государства выделено уже более 1 млрд. российских рублей. Кроме того, из бюджета Союзного государства были выделены средства и на демаркацию Государственной границы Беларуси с Украиной. Кроме непосредственного финансирования создания объектов пограничной инфраструктуры, в рамках данного Договора Россия осуществляет оказание помощи органам пограничной службы Беларуси и по другим направлениям сотрудничества. Так, белорусские курсанты-пограничники проходят обучение в российских военных институтах пограничной службы, в филиалах Военного университета радиационной, химической и биологической защиты, Военного финансово-экономического университета, Московской военной консерватории, в Военном институте физической культуры и спорта, а подготовка беларуских офицеров-пограничников осуществляется в Академии пограничной службы ФСБ, в Военном финансово-экономическом университете. Также в Академии пограничной службы ФСБ России осуществляется подготовка офицеров-пограничников с высшим военным образованием и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава Института пограничной службы Беларуси. 

В целом, за период чуть более 20 лет в рамках беларуско-российского военного сотрудничества было заключено более 30 соглашений и договоров, разработана и реализуется Военная доктрина Союзного государства, создана совместная коллегия министерств обороны, сформирована региональная группировка войск и заключено соглашение о ее тыловом обеспечении, создается объединенная система тылового и технического обеспечения войск обеих стран, реконструируются белорусские военные объекты, осуществляется поставка запасных и комплектующих частей для проведения ремонта автомобильной, авиационной и бронетанковой техники и систем ПВО Беларуси, в военно-учебных заведениях России проходят обучение десятки белорусских офицеров и курсантов, предприятия Беларуси участвуют в выполнении оборонного заказа России, проводятся совместные масштабные учения вооруженных сил, в ходе которых отрабатывается взаимодействие войск на полигонах Беларуси и России, подразделения ПВО и ВВС несут совместное боевое дежурство, а также осуществляется совместная охрана Государственной границы Беларуси, а на территории Беларуси располагаются четыре воинских формирования Российской Федерации. 

Для обретения Республикой Беларусь статуса нейтрального государства все воинские формирования Российской Федерации должны покинуть территорию Беларуси, а все Договора и Соглашения, заключенные между Республикой Беларусь и Российской Федерацией должны быть расторгнуты. Кроме того, Беларуси необходимо выйти из состава ОДКБ, а ее Вооруженным силам – из состава РГВ и ЕРС ПВО. 

Очевидно, что процесс этот длительный по времени и Беларусь понесет существенные финансовые и материальные издержки, т.к. необходимо ликвидировать или перепрофилировать т.н. оборонные предприятия, осуществляющие выпуск военной продукции в рамках российского оборонного заказа, а также для третьих стран, увеличить расходы на содержание собственной системы ПВО и на охрану Государственной границы, в том числе и с Российской Федерацией, для установления которой еще необходимо провести ее делимитацию и демаркацию. Учитывая, что на демаркацию Государственной границы Беларуси с Литвой и Латвией, общая протяженность которой составляет 851,731 км, было израсходовано 13,5 млн. долларов США, что составляет около 15 850 долларов США на 1 км (примерно такая же стоимость, 17,2 млн. долларов США, проведения демаркации Государственной границы Беларуси с Украиной, протяженность которой 1084,2 км), то для проведения демаркации Государственной границы Беларуси с Россией, протяженностью 1 283 км (или 1 239 км по данным Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации), необходимо примерно 20 млн. долларов США или 2 млн. долларов США в год при ее проведении в течении 10 лет, исходя из продолжительности демаркации примерно равной по протяженности Государственной границы Беларуси с Украиной. 

Однако, кроме демаркации, значительных средств потребует и обустройство Государственной границы, т.е. создание необходимой инфраструктуры инженерных сооружений, предназначенных для охраны границы, зданий и сооружений для размещения личного состава пограничных подразделений, техники, пунктов пропуска, жилых домов для семей офицеров и прапорщиков, дорог, мостов и т.д. Учитывая, что на обустройство Государственной границы Беларуси с Литувой и Латвией за 1996-2011 гг. расходы составили около 150 млн. долларов США или около 180 тыс. долларов США на 1 км Государственной границы, что более чем в 10 раз превышает расходы на демаркацию этого участка, то расходы на создание аналогичной пограничной инфраструктуры на Государственной границе Беларуси с Россией составят примерно 240 млн. долларов США, а общая сумма расходов на демаркацию и создание пограничной инфраструктуры – примерно 260 млн. долларов США. В настоящее время, даже бегло ознакомившись с суммами доходных и расходных статей республиканского бюджета на 2015 г., очевидно, что даже создание пограничной инфраструктуры структуры на Государственной границе Беларуси с Украиной, задача для Беларуси трудновыполнимая и, очевидно, без внешней финансовой помощи ее реализация не состоится или растянется на неопределенное время. Создание же пограничной инфраструктуры на Государственной границе Беларуси с Россией потребует значительного урезания многих статей расходной части бюджета. 

Кроме создания пограничной инфраструктуры, для охраны Государственной границы Беларуси и России потребуется формирования не менее двух пограничных отрядов (например, в Орше, Мстиславле или Кричеве) и увеличения штатной численности двух существующих (Полоцкого и Гомельского), в составе которых на границу с Россией будет необходимо выставить около 50 пограничных застав или постов и 10-15 автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска. Таким образом, потребуется увеличение численности органов пограничной службы не менее чем в 1,5 раза, что потребует соответствующего увеличения расходов республиканского бюджета на содержание органов пограничной службы. Кроме того, необходимо будет решить серьезную проблему с укомплектованием новых штатов, ведь для охраны границы и несения пограничной контрольно-пропускной службы потребуются не только военнослужащие срочной службы, но и военнослужащие по контракту, в первую очередь – офицеры и прапорщики. Также наряду с созданием пограничных инфраструктуры и подразделений, установление Государственной границы с Россией потребуется и создание таможенной инфраструктуры и подразделений. 

Таким образом, в силу всех перечисленных причин, в настоящее время установление Государственной границы Беларуси с Россией и прекращение всякого военного сотрудничества между государствами – задача трудно выполнимая даже в ближайшее десятилетие. В этой связи, в программе кандидата в президенты Республики Беларусь Татьяны Короткевич и содержался положение о выполнении заключенных с Россией договоров и соглашений, но по мере окончания срока их действия (например, срок окончания действия Договора о координации деятельности в военной области – 19 июля 2017 г, Договора о военном сотрудничестве – 18 декабря 2017 г.), с соответствующим уведомлением другой стороны, договора и соглашения будут прекращать свое действие, следовательно, Республика Беларусь будет продвигаться к намеченной в Конституции Республики Беларусь цели – достижению статуса нейтрального государства. 

Очевидно, что на сегодняшний день юридических оснований для создания российской военной базы на территории Беларуси нет. Согласно действующего Соглашения о ЕРС ПВО, российские военные самолеты могут перелетать на территорию Беларуси только во время учений на ограниченный срок, также здесь могут находиться и воинские формирования ЕРС ПВО, в том числе и авиационные. 

Однако, проект Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о российской авиационной базе на территории Республики Беларусь, «предварительно проработанный с Белорусской Стороной», «Белорусской Стороне» очевидно уже направлен. В этой связи, срок подписания данного соглашения, а, следовательно, и срок его вступления в силу, т.к. Соглашение «начинает временно применяться по истечении 10-дневного срока с даты его подписания и вступает в силу с даты получения последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу», зависят только от Президента Республики Беларусь. Учитывая то, что в нынешнем виде проект Соглашения действительно является абсолютно невыгодным для Беларуси, президент Беларуси находится в очень сложном положении, ведь позиция против нахождения на территории Беларуси российских военных баз – одна из немногих абсолютно совпадающих позиций оппозиции и власти, а также значительной части электората Лукашенко. 

Если Лукашенко подпишет это соглашение с Россией, то это не только уменьшит количество его сторонников, но и перечеркнет все внешнеполитические успехи на западном направлении, хотя, возможно, и позволит получить какую-либо экономическую помощь от России. А если Лукашенко отказывается от подписания этого Соглашения – Беларусь остается без российской экономической помощи, но сможет рассчитывать на определенную поддержку Запада. 

Однако надо учитывать и то, что многие условия, которые сопровождают данное Соглашение, известны только весьма ограниченному кругу лиц. Нынешний проект Соглашения, опубликованный российской стороной, представляет собой достаточно серьезную угрозу для суверенитета и независимости Беларуси, ведь им предусматривается не только размещение российской авиабазы в составе истребительного полка самолетов Су-27 и эскадрильи военно-транспортных вертолетов Ми-8, но и войсковых частей ее обеспечения, охраны и обороны – наземной, ПВО и ПРО. Возможно также размещение на территории Беларуси подразделений или даже частей зенитных ракетных комплексов С-300В, оперативно-тактических комплексов «Искандер», сухопутных войск, а также фронтовых бомбардировщиков. Кроме того, учитывая, что Су-27 являются носителями ядерных боеприпасов, возможно их размещение на территории авиабазы без ведома руководства Беларуси, хотя она является членом Договора о нераспространении ядерного оружия. 

Вне зависимости от дальнейшего решения по созданию российской авиабазы в Беларуси, стремление к нейтральному, внеблоковому статусу должно быть приоритетом национальной политики. Выполнение уже имеющихся с Россией договоров до окончания срока их действия с четкой позицией не продления тех из них, которые препятствуют достижению Беларуси статуса нейтрального государства и ограничивают ее национальный суверенитет – безальтернативный вариант. 


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».