АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Александр Шрамко: Церковный развод как "таинство"

Развод, "развенчание" превращается в своего рода еще одно таинство в сугубо диком представлении как о некоем колдовстве.

Александр Шрамко
Александр Шрамко
Сейчас обсуждают  документ о браке. Вот как раз сегодня у меня случай - иллюстрация к одному из парадоксальных моментов церковной практики (а их там вообще навалом).

Пришел на исповедь и причастие молодой человек. Вижу, что "новичок", стал расспрашивать. Оказывается, он развелся с женой, с которой был обвенчан. Теперь оформляет церковный "развод". Почему-то в соседней епархии. Видимо, потому, что там венчался. Там ему дали благочестивое задание: сорок дней молиться (читать утренние и вечерние молитвы), поститься по средам и пятницам, а также пройти исповедь и причастие, после чего он будет "развенчан".

Спрашиваю: "А раньше вы когда-нибудь причащались?"

- Нет, был только на исповеди перед венчанием.

- А что такое Причастие, хоть приблизительно?

Недоуменное пожатие плечами.

- Что ж, вам надо почитать Евангелие, все-таки немного больше узнать о Боге, и Причастие должно быть не только с представлением, что это такое, но и с желанием именно его, а не в качестве средства решения проблемы развода. Поэтому давайте пока не будем...

Вообще-то я не считаю, что священник вправе кому-то запретить причащаться, но бывают и такое, например, просто зашел человек в храм, из любопытства или свечечку поставить, а там очередь - чего-то в рот дают, дай-ка стану. Тут что-то похожее. И еще в таких случаях я все же стараюсь подавать это не как запрещение, а как достаточно настоятельный совет, и, если удается (не всегда, конечно), в как можно более благожелательном тоне.

Но, к сожалению, наш человек часто восприимчив только к повелительному наклонению.
Вроде бы отошел с пониманием. Лучше не будем, значит не будем. Вдруг смотрю - стоит к Причастию. Подошел.

- Мы же решили, что пока не будем.

- Почему не будем? Кстати, я вспомнил, что и перед венчанием подходил, кагор пил...

Вот так. Как говорится, и смешно, и грустно.

Но самое главное - какая получается нелепость. К разводу, как к высочайшему духовному событию, необходимо особенно приготовиться - и покаянием, и участием в Евхаристии, для кого-то даже единственный раз в жизни. Возможно, серьезнее, чем к венчанию. То есть то, за что в древней церкви полагалось отлучение от причастия, теперь становится поводом для него.

Фактически же развод, "развенчание", сколько бы нас не уверяли в обратном, превращается даже не просто в чин, а в своего рода еще одно таинство! Причем "таинство" не в церковном, а в сугубо диком представлении как о некоем колдовстве (не побоюсь этого слова): пошаманят над тобой попы - и чего-то там на небе насчет тебя щелкнет. Чего-то тебе простится, чего-то разрешится, и не будет неприятных последствий, а будет только успех и здоровье. А то кто его знает - может, там все-таки что-то есть? А чтобы колдовство состоялось, надо просто послушно выполнить все указанные пасы руками, ногами и ртом, не вникая в смысл.

«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».