Алесь Киркевич: Почему в Беларуси не было ОУН?
, 12:12 05/01/2015
Был и есть. Однако, парадоксально, он еще ни разу не проявился в интересах белорусской нации. Значит, панове, все впереди!
Если взяться писать книгу под названием «Приключения Ницше в Восточной Европе», то главы, посвященной Беларуси там просто не будет. Будет про Польшу (Дмовский), Украину (Донцов), Румынию (Кодряну), даже необъятную Россию (от Ленина до Дугина). А про Беларусь ничего. Едва ли один абзац про то, как старый Фриц на вокзале в Барановичах шепнул в форточку купе пару слова Фабиану Акинчицу, а тот и не разобрал толком. Сами знаете – вокзал: суетно, шумно…
В Беларуси за все время так и не сложилось ничего похожего на украинский «интегральный национализм» Донцова или евразийскую «философию войны» Дугина. И не то чтобы белорусы сами по себе тихие и «рахманыя». Нет, как раз таки молодое «отрицалово» с местами обостренным чувством справедливости охотно вступало в АК, УПА, ЛЛКС, считая себя поляками, украинцами, литовцами… Куда угодно, только не в белорусские аналоги, коих, часто, и не было под рукой (так, между нами, только не говорите никому!).
Сейчас брэнды поменялись и хлопцы со склонностью к комбативности находят себя в ОМОНе, милиции, на худой конец ищут контакты мифического РНЕ, козаков или просто идут в спортзал.
Возвращаясь к истории, единственным прецедентом организации, отдаленно напоминающей украинскую ОУН в истории Беларуси, была …КПЗБ. Никто больше никогда так и не использовал практику политического насилия в белорусской обертке, пусть и левацкой. Конспирация, эксы, убийства польских чиновников, тюрьма… Даже в Березе Картузкой оуновцы и капэзэбэшники сидели в соседних камерах.
ОУН стала фундаментом для УПА в 43-м, а через 70 лет – основой для «Революции достоинства», неотъемлимыми атрибутами которой стали Бандера, черно-красное знамя и лозонг «Слава Укаине». КПЗБ – фундаментом для сталинских чисток и тотальной русификации…
Почему так? Потому что национально-ориентированные организации межвоенной Западной Беларуси не могли предложить радикальной молодежи ничего путного, кроме написания петиций и сбора подписей (ничего не напоминает?). Поэтому молодые притыцкие, танки, карпюки и сотни других шли стройными рядами в КПЗБ, а не в БХД или ТБШ.
Современные белорусские ультрас – единственная категория, потенциально склонная к политическому насилию (читай, отстаиванию независимости), больше ориентируется в польской или украинской военно-патриотической эстетике, лозунгах и символике. Ни героев, ни внятных исторических мифов с белорусской стороны им так в полной мере никто и не предложил.
Что же это значит? Панове, это звучит как вердикт для белорусского интеллектуального сообщества за последние лет сто. Пускай ницшеанство – это своеобразная ветрянка, которой должна переболеть как личность, так и нация (кстати, в ОУН от около-ницшеанской доктрины Донцова отошли в 1943-м). Однако это необходимый этап взросления полноценного организма.
Кстати, у государства на идеологическом поле такие же проблемы. Как гражданам, так и силовикам (что важно) кроме изменчивой идеологии растущих зарплат и соцпакета предложить особенно нечего. А вся официальная военная история и эстетика – со всеми этими суворовыми и отечественными войнами 1812 года, перевязанными георгиевской лентой – до боли похожа на историю и эстетику одного большого и голодного государства на востоке… Я про Китай, а вы на кого подумали?
Вышиванки – это, конечно, хорошо. Но если высшему офицерскому составу РБ по ночам будут сниться неканонические кутузовы с баграмянами, вместо канонических острожских с балаховичами – быть беде. Это всегда к «зеленым человечкам» сниться… Да точно, к бабке не ходи!
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».