Вячеслав Бортник: Что может значить для белорусских ЛГБТ новый наезд МВД 3

У белорусских властей может быть только два резона принимать анти-геевское законодательство.

Вячеслав Бортник
Вячеслав Бортник

29 ноября, под давлением МВД, РМОО “Встреча” была вынуждена отменить традиционную, ежегодную акцию “Сердце на ладони”, посвященную Всемирному дню профилактики ВИЧ/СПИД.

Для справки, миссией РМОО “Встреча” является профилактика ВИЧ/СПИД и ИППП (инфекций, передаваемых половым путём) среди уязвимых групп, включая МСМ (мужчин, имеющих секс с мужчинами). С момента создания в конце 90-х, организация никогда не принимала участия в общественно-политической деятельности, ограничиваясь исключительно проведением образовательных и профилактических мероприятий.

По словам председателя Совета РМОО Встреча Александра Шаблыко, первый “тревожный звоночек” прозвенел еще за несколько дней до несостоявшейся акции. Несколько раз за последние два дня перед мероприятием в клуб, где должна была пройти акция, приходили представители МВД с требованием расторгнуть договоренности с организацией. Причиной называлось участие в акции людей нетрадиционной сексуальной ориентации. После изучения документов, предоставленных РМОО “Встреча” и администрацией клуба, было выдвинуто требование, что данное мероприятие должно быть завершено до 01:00, иначе могут быть последствия, как для участников акции, так и для владельцев клуба.

Интересный аргумент прозвучал из уст одного из представителей МВД – “сюда едут гей-активисты со всей страны, Вы же понимаете, мы не можем этого допустить” - отмечается в сообщении Ассоциации “БелСеть антиСПИД”.

29 ноября позвонили Александру Шаблыко и пригласили на беседу в Управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми МВД РБ. По окончании полуторачасового “разговора” лидер “Встречи” принял решение об отмене акции.

Примечательно, что указанные события происходят накануне возможного принятия белорусской “палаткой” так называемого “закона о запрете гей-пропаганды”.

В плане на декабрь этого года числится законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”. Ответственными за его подготовку являются Совет Министров Республики Беларусь, Генеральная прокуратура и Национальный центр законодательства и правовых исследований. По плану законопроект должен был быть подготовлен ещё 4 месяца назад, однако текста никто до сих пор не видел.
В ноябре инициаторы кампании “НЕТ гомофобному законодательству в Беларуси” в очередной раз обратились в компетентные органы с требованием предоставить тест законопроекта. Ответы пришли только из парламентских комиссий и Генеральной прокуратуры, которые подтвердили, что не располагают текстом законопроекта и не имеют представления о его окончательной концепции. Председатель постоянной комиссии по законодательству Людмила Михалькова заверила, что пожелания участников кампании “НЕТ гомофобному законодательству в Беларуси” будут учтены депутатами при рассмотрении законопроекта “в случае его поступления”. Она также отметила, что рассмотрение этого законопроекта по перечню основных вопросов относится к компетенции постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации, которую возглавляет Андрей Наумович.

Отчасти Михалькова прояснила ситуацию ещё в феврале этого года. Имеет смысл процитировать её письмо: “... разработка проекта Закона Республики Беларусь “О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» направлена на установление законодательных гарантий и организационно-правовых механизмов защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью (физическому и психическому) и развитию, в том числе печатной, аудиовизуальной и электронной продукции, посредством электронных и компьютерных игр, культурно-зрелищных мероприятий, пропагандирующей насилие, жестокость, порнографию и антиобщественное поведение. В целях применения комплексного подхода к обеспечению защиты детей от соответствующей информационной продукции предполагается внесение изменений и дополнений в законы Республики Беларусь “О правах ребёнка”, “Об информации, информатизации и защите информации”, “О средствах массовой информации”, “О кинематографии в Республике Беларусь”, “Об электросвязи” и Закон Рэспублiкi Беларусь “Аб выдавецкай справе ў Рэспублiцы Беларусь”.

Госорганы, непосредственно ответственные за подготовку законопроекта, продолжают отмалчиваться.

Похожее совпадение уже имело место в прошлом году. В мае 2013-го Главное хозяйственное управление при Президенте РБ начало кампанию по экстренному расторжению договоров аренды и выселению РМОО “Встреча” из арендуемых помещений. Происходило это на фоне просочившейся в СМИ информации о возможной рекриминализации гомосексуальности на осенней сессии “палатки”. Активист Вадим Крюк, работавший тогда в гомельском офисе РМОО “Встреча”, рассказывал о своём разговоре с юристом. Тот был убеждён в том, что белорусский анти-геевский закон будет гораздо жёстче российского, предусматривая не только административную, но и уголовную ответственность, что в деталях обсуждалось на Минской коллегии адвокатов. В это же время продолжали вызывать на “беседы” активистов, засветившихся в деятельности “Правозащитного проекта “ГейБеларусь”. Вскоре лидера “ГейБеларуси” Сергея Андросенко вынудили покинуть страну, спикер “палатки” опроверг слухи о рекриминализации, и “Встречу” оставили в покое.

И вот теперь история повторяется.

Всё, что происходит в белорусской законодательной сфере (да и не только в законодательной) достаточно непредсказуемо. У белорусских властей может быть только два резона принимать анти-геевское законодательство:

1) Усиление контроля над любыми формами альтернативного мнения и гражданского общества в целом.

2) Поиск “внутреннего врага” ввиду ухудшающейся экономической ситуации, предстоящих “президентских выборов” и т.д.

Тем не менее, в обоих случаях овчинка не стоит выделки. Почему?

1) Белорусские власти хорошо справляются и без гомофобного закона. В феврале прошлого года директора единственного в стране гей-клуба запугали настолько, что он вынужден был его закрыть и скрываться. Потягали по КГБ и МВД учредителей “ГейБеларуси”, которые в страхе за собственную безопасность вышли из членства организации. Вынудили покинуть страну белорусского гей-лидера Сергея Андросенко. В декабре прошлого года власти сделали всё возможное для того, чтобы не состоялась знаковая общественно-политическая акция белорусских ЛГБТ — “Минский гей-прайд 2013”. Не пришлось даже особенно прибегать к помощи силовых структур.

2) Что касается сценария с поиском “внутреннего врага”, который не совсем успешно разрабатывался в соседней России, то ситуации с ЛГБТ-сообществами в обеих странах несопоставимы. По всей видимости, Путин сам не ожидал такого международного резонанса, серьёзно ударившего по репутации страны, тем более, накануне Олимпиады в Сочи. К моменту принятия закона (июнь 2013-го) в России имелось достаточно сильное и видимое ЛГБТ-движение, что сделало его для российских властей весьма удобным претендентом на образ “внутреннего врага”. Отличный громоотвод для измученного нищетой и бесправием населения!

А что в Беларуси? ЛГБТ-движение находится на зачаточной стадии развития и видимым его никак не назовёшь. Валить на него все наши беды ну уж совсем выглядело бы абсурдным. А если предположить, какую шумиху это поднимет на Западе, да ещё в преддверии президентских выборов, идея покажется совсем уж нелогичной.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».