Зенон Позняк: Прогулка по замороженному Минску 7

9-го мая состоялось отличительное событие в белорусском интернете.

Журналист Валерий Калиновский ходил по Минску, разговаривал с людьми на разные темы, а оператор снимал это на видео и передавал в эфир все его разговоры и перемещения в реальном времени, показывая перспективы и панорамы города. Эффект присутствия для зрителя действительно состоялся. Никакие видео-репортажи, интервью, съемки скрытой камерой, видео-сюжеты, опросы и т.п. и близко не дают такого ощущения единовременности пространства, места и атмосферы, как это фиксированное камерой хождение и говорение в реальном времени. Говорю это как человек, который хорошо знает Минск и минчан, так как "исходил" его сотни раз, днем и ночью, вдоль и поперек, говоря с людьми, тогда, при советах, когда я боролся за старый город и его существование (добавлю, что в Троицком предместье и в Верхнем городе я побывал в то время в каждой квартире и в каждой семье, знал, где кто живет, и там знали меня).

Так вот, в этом Хождении Валерия Калиновского я тот давний Минск узнал и воочию ощутил его знакомое дыхание. Он не изменился ни на йоту (только вместо асфальта на тротуарах положили бетонную кость). Изумительная машина времени. Я снова в 70-десятых, которые тогда так залезли всем нам под кожу, что хоть кричи. Фантастически. Те же люди. Те же пионеры (мальчики и девочки) в военизированной форме стоят у советского "вечного огня", ходят утиным шагом, изменяют забавный "караул". Те же пенсионерки-бабуленции, которые по-русски пересказывают пропагандистским тоном все, что услышали и увидели в телевизоре, те же добрые искренние белорусы, оглядываются на жен, подбирают слова, чтобы не сказать лишнего, которые, живя под чужой пропагандой, ничего никогда толком не знают, что делается в мире, те же милые девушки, которые знают еще меньше.

В панораме видно, что появились новые здания. Но лучше бы они не появлялись. Какая-то азиатчина, без вкуса и архитектурной культуры. Вот дворец правителя, который напоминает большой провинциальный автовокзал в китайском стиле. О традициях белорусской архитектуры вообще молчим. Чувствуется, что все сделано как раз вопреки традиции. Возвышается какая-то кичавая высотка во дворах Верхнего города, крыши храмов и других древних памятников архитектуры, где должна быть традиционная красная черепица, покрытые жестью и покрашены в... мыльно-зеленый цвет (это уже убивает просто наповал).

В 1978-79 гг., когда мы с Валентином Соболем начали впервые археологические раскопки Верхнего города, тогда открыли фундаменты разрушенных русскими памятников архитектуры: монастыря и костела Бенедиктинок, остатки Минской ратуши, торговых магазинов, Святодуховской церкви, позже - Доминиканского костела и др. Помню, во время раскопок Минской ратуши я говорил школьникам, работавшим на раскопках: "Пройдет время, и все это (и Ратушу, и Святодуховку, и магазины) восстановят, и вы будете жить в отстроенном историческом Минске". Парадоксально, но в нынешнем окружении порчи и разрушения, что наблюдается в Минске, указанные памятники архитектуры как раз и восстановили. Правда, не лучшим образом, но все-таки.

Вместе с Валерием Калиновским и камерой мы виртуально проходим по бывшей Доминиканской мимо этих обновлений истории, выходим на площадь Верхнего города и тут нас ждет сильнейший удар. На месте дома номер 19/23 на площади Свободы (XVIII -XIX в.), за который мы в 70-80-х боролись годами и победили (взяли под охрану и законсервировали здание), сейчас - пустырь. Здание не существует. Его снесли. И площадь исчезла. Развалилась. Дом закрывал пустую перспективу и "держал" площадь Свободы в этой части застройки. Сейчас здесь дыра, открытое пространство, открытое на пустое место уничтоженного уже Минского замчища, на Татарские огороды и пойму Свислочи. Тогда, в 70-х, даже самый тупой архитектор понимал, что снести это здание - значит архитектурно развалить площадь. Теперь, при продажном антинациональном режиме, нашлись, видимо, стимулы сильнее, чем тупость.

Реставрировали некоторые ценные здания в центре, но гармоничного вида площади Свободы уже нет. Разрушив дом № 19/23, пространство площади разломали, притом абсолютно без надобности. Сделали провал. Как это все знакомо.

В видеокадрах чувствуется атмосфера Минска 70-х годов. Ведь город, его дух - это прежде всего люди, их поведение, инфраструктура общества. Виртуально следуя за журналистом, видя его собеседников и панорамы мест, мне интересно было наблюдать также за фоном видеокадра, за людьми в перспективе, на втором и третьем планах . "Удивительно, милиции не видно", - говорит журналист Калиновский (в этот день как раз начинался в городе чемпионат мира по хоккею). Но на других планах видеоряда я вижу много типичных фигур в штатском, кажется всем своим видом хотят показать, что они здесь не абы кто, а "менты" и "гебе". Вот несколько раз промелькнул в кадре характерный типаж семидесятых - сексоты, так называемая "наружка". Наблюдаю с интересом, так как по опыту знаю, что если будет только крутиться, - значит свободно идешь. Если подойдет провоцировать - загребут.

Типаж улучил момент и подошел к Калиновскому с провокационными претензиями (ну просто классический тип русского стукача - смотрите и запоминайте). Журналист очень аккуратно от типа отделался, возможно еще не понимая, что его песенка спета - заберут.

Но забрали Калиновского только через час-полтора (тактика!). Журналист (как он сам понял) допустил ошибку, обратился к "менту" в штатском с замечанием, что около метро, где продажа спиртного запрещена, продают алкоголь. Мент же понимает, что продавать алкоголь "не положено", но если не "обращаются" , значит и не продают. А тут вот, "обратился". "А пройдемте-ка в машину", - говорят журналисту. Подъезжает милицейский "хапунок". "Ну, вот, - говорит растерянно Калиновский, залезая в "ментовку", - сам и напросился". На этом - "конец фильма".

В заключение скажу, что трехчасовое путешествие по исторически замороженному Минску получилось у господина журналиста чрезвычайно интересным, и я бы посоветовал ему сохранить эту видеозапись надолго. Ее можно будет использовать в будущем как наглядное учебное пособие для старших классов средней школы и студентов университета по специальности "культура и социальная психология Минска во время антибелорусского режима и российской внутренней оккупации".


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».