Дмитрий Балкунец: Пожалуйте, гости дорогие, в наше царство-государство! 3

Теперь в Беларуси на всех фермах страны, из всех щелей, из каждого утюга будут учить гостеприимству.

Под занавес уходящего года «бережливости» бывшему борцу с коррупцией удалось выпросить льготный кредит и построить новый роскошный дворец. По щучьему веленью, по государеву хотенью 2014 объявлен годом гостеприимства. В новом сезоне ожидается тысячекратный рост употребляемости слова «гостеприимство» в государственных СМИ, выступлениях чиновников и на часах политинформации. Помните, была «модернизация», «бережливость»? Теперь на всех фермах страны, из всех щелей, из каждого утюга будут учить гостеприимству. Жители Беларуси всегда рады гостям и стол богатый накроют, а вот государственная машина хромает.

С чего начинается гостеприимство страны? С посольств, границы, вокзалов, транспортных средств, гостиниц, ресторанов, клубов, сервиса, инфраструктуры, самобытности, традиций и т.д. Узнавать о стране, планировать поездку туристы начинают из справочников и специализированных сайтов. В десятках книжных магазинов мира довелось лишь 1 раз встретить очень слабенький путеводитель по Беларуси. На первых страницах официальных сайтов городов на полстраницы бессодержательное приветствие местного руководителя и минимум информации о туристических возможностях региона. О том, что русский не самый распространенный в мире язык чиновники не знают. Лишнюю работу никто не думает делать, а команды от начальства не было.

Визы, вокзалы, гостиницы, поезда…

С точки зрения визовой доступности, Беларусь самая закрытая для туристов страна Европы. В радиусе 500 км от белорусских границ проживает более 100 млн. человек. Как используются эти возможности для привлечения туристов, налаживания бизнес-связей? Опыт соседей ничему не учит. «Оранжевая» Украина в 2005 году в одностороннем порядке отменила визы для граждан ЕС и США и сегодня занимает 9 место в Европе по числу туристов. Конечно, не последнюю роль сыграл и легендарный Майдан, ставший туристическим брендом южной соседки.

Прилетающий в полупустой аэропорт «Минск-2» турист не сможет на электричке быстро и с комфортом добраться до центра, потому, что электропоезд в планах какой-то там следующей пятилетки. Любопытный иностранец получит вежливый ответ на русском языке от работников вокзалов, которые по-английски ни "БЭ, ни "МЭ", ни "КУ-КА-РЕ-КУ. Ничего удивительного, если в стране более 90 % министров не владеют иностранным языком, а руководитель шарахается роднай мовы.

Сервис в районных гостиницах остался на уровне 80-х годов XX века, а цены выше чем на популярных средиземноморских курортах. Многие номера напоминают клоповники, с потертой мебелью, облезлыми шторами, ржавыми трубами санузла. Забронировать и оплатить номер через специализированные сайты типа bookig.com можно лишь в гостиницах, представленных 14 городами Беларуси. До остальных цивилизация еще не дошла. Особого никого не волнует отсутствие сервиса и комфорта для клиентов. Без передачи сектора гостиничных услуг частному бизнесу и серьезной перестройки туристической отрасли ничего особо не изменится.

Отдельная история поезда

Иногда кажется, что поезда не едут, а еле ползут со скоростью 60-90 км/час. Здорово, что начали менять советские плацкарты, напоминающие коммунальную квартиру с храпящими на весь вагон пассажирами. Пока до своего места в плацкарте дойдешь, узнаешь запах носков как минимум половины вагона. Пассажир, путешествующий по Беларуси на поезде, подвержен серьезной опасности сломать ногу, т.к. не всем под силу забраться в вагон, если его первая ступенька на уровне груди. Иногда случается прыгать из вагона с 1,5 метровой высоты, потому-то платформа короткая или слишком низкая. На дворе 21 век, люди на Марс собрались, а мы до сих пор в поездах пользуемся дыркой в туалете. Это при том что по всей Европе, в Японии, в Китае вовсю колесят скоростные комфортные поезда. Это в европейских странах, в США, Канаде граждане предпочитают жить за городом, а на работу добираться удобным скоростным транспортом, а не селиться на каком-нибудь –надцатом этаже в спальном районе столицы. Для этого создана инфраструктура, развит общественный транспорт. Это в Великобритании избранный на демократических выборах премьер-министр может перемещаться по стране на обычном поезде, лидеры многих стран ЕС ездят на работу на велосипеде и летают регулярными авиарейсами, а у нас особая каста «скромных» руководителей, создавшая себе особые гостеприимные условия.

Когда в последний раз вы видели людей с ограниченными возможностями, передвигающихся на колясках по улицам города, в метро, в вагоне поезда? Таких в стране более 20 тысяч человек. О каком гостеприимстве можно говорить, если для них не создана безбарьерная среда?

Направлений улучшения гостеприимства каждый может привести не один десяток и это не делается указам или декретом. Беларусь не самая плохая страна по уровню гостеприимства, но всегда нужно ставить высокую планку, а нас почему-то пытаются сравнивать с аутсайдерами. 

В мире есть тысячи мест, в которых вообще нечего смотреть: заводы, фабрики, спальные районы, центральная улица и все. Есть много примеров, как непривлекательные города стали притягивать туристов со всего мира, но не в нашем случае. Минск красивый город, только смотреть в нем практически нечего. Конечно, можно организовать тур на тракторный завод, посетить завод шампанских вин, ознакомиться с производством холодильников, постоять на крыше Национальной библиотеки и заехать в Шабаны. Но исторический колорит, достаточное количество ресторанов в городе практически отсутствует. Задержать туриста на 1-2 дня это большой подвиг. Спасают ситуацию с туристами в стране советские санатории и несколько исторических мест.

В последние годы страна медленно превращается в большое казино и бордель, а не в современный интеллектуальный центр, привлекательный для бизнеса и инвесторов регион. В свободной Беларуси могли бы создавать свои шедевры музыканты, художники, архитекторы, режиссеры, проходить мировые премьеры. Где национальная кухня, манящая на выходные европейцев, где национальные фестивали, привлекающие миллионы туристов со всего мира? Даже «Славянский базар» и «Дожинки» могли бы стать европейскими брендами, но для этого нужно головой работать и давать другим свободу для творчества и воплощения идей. Где компании с мировыми именами и бизнес-форумы, манящие к себе со всего мира деловую элиту?

За 20 лет в Беларуси ни создано ничего принципиально нового для привлечения туристов и улучшения уровня гостеприимства страны. За один год с помощью одного указа такое не наверстывается.

Что имеем в сухом остатке? 20 лет топтания на пустом месте, 20 лет бессодержательных декретов, указов, селекторной болтовни, одни и те же сказки, одни и те же кукловоды и никакой динамики. Зачем думать, зачем делать, если можно слетать в Москву и выпросить очередной кредит «на проедание».


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».