Наталья Василевич: Конец эпохи Филарета 12

Человек русской культуры, Митрополит Филарет посвятил свою жизнь Беларуси, хотя многие и запомнили его однажды брошенную фразу, будто всегда “служил России”.

Наталья Василевич
Наталья Василевич, Эксперт в области религии
Cлучилось то, чего напряженно ожидали на протяжении последних лет, кто-то готовясь, кто-то просто наблюдая. Несмотря на постоянное ожидание, это событие застало белорусских православных как «тать в ночи» - их церковного лидера, Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, отправили в отставку, или на церковном сленге, “почислили на покой”, хитро назвав это удовлетворением его же прошения “в связи с достижением 75-летия”, возраста, в котором все церковные иерархи “автоматом” обязаны такое прошение подавать.

14 декабря  2013 года Митрополит отметил именины и 35-летний юбилей архипастырского служения в Беларуси, всех закрутила предновогодняя кутерьма, в которой всех интересуют совсем другие седовласые бородатые мужчины с посохами, которые вместо ряс носят красные шубы. И вот, в день Рождества Христова, хоть и по григорианскому календарю, но отмечаемый в Беларуси как официальный праздник, приехавший на Синод в качестве его члена и Патриарщего Экзарха всея Беларуси, теперь уже имеющий данные должности и звания в почетном качестве, Митропилит Филарет получил свой новогодний сюрприз.

То прошение “в связи с 75-тилетием”, на которое сослался Синод в своем решении, Митрополит Филарет подал еще в 2010 г., именно в тот год он достиг “уставного возраста”. Однако тогда Синод на покой его не отпустил, и почти четыре года прошение пылилось в нужной архивной папочке. Хотя де-факто, уже тогда Митрополит фактически не удерживал руля Белорусской Церкви, теперь же, “имея повторное суждение” Синод просто оформил его «почетный» статус, в некотором смысле, насильственно.

Синод и Патриарх не дождались нового прошения, не отправили Митрополита на покой по состоянию здоровья, как это было ровно три года назад, 24 декабря 2010 г. с соседним Митрополитом Виленским Хризостомом. Последний, похожим образом подававший годом ранее уставное “в связи з достижением 75-летнего возраста”, вновь по своей собственной инициативе обратился к Синоду, в этот раз не с уставным-формальным, а с непосредственно содержательным прошением о почислении на покой по состоянию здоровья, и при этом не получил никакого “почетного” звания, смысл которого вообще не понятен, разве что в ситуации, когда необходимо подсластить пилюлю. Присутствоваший на Синоде в Москве Митрополит Филарет был практически поставлен перед фактом изменения в его биографии.

Таким образом, для Белорусской Православной Церкви, которая и образовалась то из Минской епархии как хоть и значительно ограниченная в своей автономии, но все же отдельная структура Русской Православной Церкви при Митрополите Филарете, закончилась, ни много ни мало целая церковная эпоха, которая в значительной степени предопределяет будущее развитие БПЦ. 35 лет - это несколько поколений верующих и священников, абсолютное большинство которых никогда и не видела никого другого на Минской кафедре - когда начался т.наз. религиозный бум после Тысячелетия Крещения Руси, которое отмечалось в 1988 г. - Митрополит Филарет уже был лицом Белорусской Церкви, да и что говорить, в некотором роде, он был и лицом всей РПЦ. Дважды его как авторитетнейшего иерарха выдвигали в качестве кандидатуры на Патриарший престол, он занимал значительные должности в Русской Православной Церкви - возглавлял Отдел внешних церковных сношений, Синодальную богословскую комисии, участвовал во многих внутрицерковных и международных симпозиумах и конференциях, человек известный и уважаемый во всем православном мире, где название города Минска и страны Беларусь известны в связке именно с местным Митрополитом.

Человек утонченный и интеллигентный, человек с богословской интуицией, достаточно образованный и интеллектуально открытый, да и просто культурный, и даже прослывший либералом и экуменистом, вряд ли в современной РПЦ нашелся бы кандидат равного масштаба. В церковном народе и среди священства Митрополит Филарет был любим (чего стоит мода добавлять при поминании его на богослужение как “Великого Господина нашего Высокопреосвященнейшего Филарета” к Господину еще и “Отца”). За знаками любви, конечно, встречалось и обычное желание выслужиться перед начальством и пропеть ему дифирамбы, но в значительной мере это было искреннее движение сердца. А теперь, как Митрополита на покое и почти мифическую фигуру, да еще и на контрасте, его могут полюбить еще больше.

В значительной мере воспитанный в советском православии, а значит, несший отпечаток многих недостатков советской церкви, Митрополит Филарет прослыл и довольно смелым в своих отношениях с государственной властью и открытостью к диалогу с другими христианскими конфессиями и гражданским обществом. С его приходом в 1978 году еще в советскую и “застойную” Беларусь, угасавшая церковная жизнь Беларуси резко преобразилась, здесь началась своя “перестройка”. Митрополит был молод, вдохновенно и “по столичному” служил, а за каждым богослужением произносил очень содержательные проповеди. Советская Церковь была поставлена государством в очень жесткие рамки, и хотя сами рамки Митрополит Филарет практически не раздвигал, но внутри их старался действовать и пользоваться хоть и мизерной свободой, но по полной.

В “лихие”, но свободные 1990-е удалось его стараниями заложить основы довольно уникальным явлениям для всей РПЦ - богословский факультет в Европейском гуманитарном университете, островок свободомыслия, традиционные богословские конференции с участием мировых имен современного богословия.

В лукашенковский период, правда, это линия стала слаборазличимой - в робких заявлениях, как например, недавнее - об отмене смертной казни. Но в целом, когда уже и сам Митрополит слабел, слабела и его независимая позиция, она сменилась линией тесного сотрудничества с государством в качестве даже не идеологической основы, но идеологической декорации авторитарного режима и лично Александра Лукашенко. Многие видели в этом особую силу и мудрость православного иерарха, будто, подыгрывая Лукашенко на идеологическом поле, Митрополит добился различных преференций для окормляемой им церкви по принципу “дают - бери”, пусть и ценой утраты независимости, давления на другие конфессии, потери “лица” для демократической общественности. Хотя эти преференции - правовые, в виде Соглашения с государством и государственным органами; финансовые, вроде выделения средств из бюджета; или символические, как знаки внимания государства к церкви или разрешения погреться в лучах славы местного цезаря, - скорее, мнимые, а расплачиваться за них приходится вполне реально.

Человек русской культуры, Митрополит Филарет посвятил свою жизнь Беларуси, хотя многие и запомнили его однажды брошенную фразу, будто всегда “служил России”. Процесс возрастания авторитета белорусской церкви начался задолго до того, как Беларусь стала самостоятельным государством. И авторитет этот вырастал не только на уровне РПЦ, но и, благодаря деятельности митрополита Филарета в мировых церковных организациях,  в  европейском, и даже мировом масштабе.

Теперь после митрополита Филарета остается вместо одной – 11 епархий, полторы тысячи приходов. Хоть и не очень убедительно, а для людей национально сознательных и желающих здесь и сейчас иметь если не автокефалию, так хотя бы преимущественно белорусскоязычную и белорусскокультурную православную церковь - так и вообще неубедительно, обращался Митрополит Филарет и к национальной тематике, особенно, когда она стала актуальной в политическом дискурсе - достаточно посмотреть на первые выпуски Минских епархиальных ведомостей, напечатанных тарашкевицей и с единичкой вместо белорусского “І”. Вот, например, №8 1989 г., там, наряду с другими пасхальными материалами содержится переведенный на белорусский язык отрывок Евангелия от Иоанна, читаемый в Пасхальную ночь, побуждающий священнослужителей Белорусской епархии зачитать его на самом главном богослужении года по белорусски. Или вот №15 того же года, где Митрополит Филарет, хотя и отмечает фундаментальное единство русского, украинского и белорусского народов, аргументирует необходимость создания Белорусского Экзархата “особой исторической ролью и государственным положением Белорусской Советской Социалистической Республики” как страну-основательницу ООН. Это всё может показаться мелочами, статистической погрешностью, и было бы неправильно делать их центральными мазками на портрете, но это детали, черты, без которых портрет Митрополита Филарета будет далек от реальности.

Очень жаль, что в день, когда Митрополит Филарет оставляет свой пост, на котором служил на протяжении 35 лет, мы не услышали голоса самого Владыки, голоса, обращенного к своей пастве по поводу окончания его эпохи. Очень жаль, что в день значительных перемен, мы не услышали голоса и белорусского епископата, Синода Белорусской Православной Церкви, среди которого не нашлось, по мнению руководства РПЦ, достойной замены Митрополиту Филарету. Это значит, что отправленный на покой Митрополит Филарет так и не закончил дела своей жизни - создания Белорусской поместной Церкви.

 



«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».