АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Галина Левина: Новые суды для Беларуси 3

Лукашенко взялся за судебную систему. Это грозит очередным переписыванием Конституции.

Галина Левина
Галина Левина

«Реформирование судебной системы не должно повлечь увеличения численности работников либо дополнительного расходования бюджетных средств». Об этом заявил Александр Лукашенко 19 ноября на совещании по вопросу совершенствования деятельности судов и органов юстиции.

Официальный лидер обратил особое внимание на необходимость сокращения в судебной системе бумаготворчества. "Мы должны прийти к значительному сокращению численности обслуживающего персонала. Судей у нас и так немного. Если мы обратимся к бумаготворчеству, дикому бумаготворчеству, наверное, суды первое место будут занимать по этому показателю. Упростим разного рода процедуры, это бумаготворчество", - отметил он.

Казалось бы, благие намерения. Высокопоставленный чиновник также открыл секрет, что целью совещания является совершенствование судебной системы. По его словам, предстоит обсудить назревшие вопросы, "к которым обращаемся не первый раз": "Сегодня нам надо попробовать принять решение по совершенствованию судебной системы".

Лукашенко признал, что суды - одна из ветвей государственной власти.

"Это предусмотрено Конституцией. Это не какая-то новация, а общепринятая мировая практика демократических государств. Поэтому любые преобразования и оптимизацию их деятельности нужно проводить взвешенно и продуманно, - убежден он. - Должны учитываться накопленный опыт, современное состояние отечественной судебной системы, мировые тенденции в этом направлении".

Настораживает другое. «Концепция реформирования судебной системы и органов юстиции, потребует внесения изменений в Основной Закон Беларуси»- заявил заместитель главы администрации Лукашенко Валерий Мицкевич. Это подразумевает проведение очередного опереточного «референдума», с заранее предсказуемыми результатами. Не исключено, что так называемая судебная реформа является только предлогом.

Лукашенко поручил до 1 декабря представить ему доработанные проекты указов и Декрета, это говорит, что все опять готовилось за закрытыми дверями.

Что же на самом деле надо реформировать в судебной системе, что не требует издевательства над Конституцией?

В нашей стране растут как на дрожжах разномастные органы управления, несмотря на постоянные заявления о сокращениях, что влечет к росту числа чиновников разного ранга, с деятельностью которых возникают административно-правовые споры.

К сожалению, сейчас это право чиновников запрещать и разрешать. И чем больше у них карательных функций, тем больше возникает необходимость судебной проверки его действий, если гражданин, либо частный предприниматель, юридическое лицо не согласны с действием (бездействием) очередного чинуши, органа управления, либо административным актом.

Пришло время в Беларуси сделать решительный шаг по созданию административной юстиции. Это приведет к усилению гарантий защищенности прав и свобод граждан, юридических лиц, что будет отвечать развития основ правового государства.

По действующему в Беларуси законодательству, дела, вытекающие из административных правонарушений и возникающие споры рассматриваются:

- в порядке подчиненности;

- судьями по административным делам и исполнительным производствам;

- судьями общих судов;

- судьями хозяйственных судов.

Подсудность по административным спорам распылена. Многие склонны думать, что введение в Беларуси должности судей по административным делам и исполнительным производствам и рассмотрение административных споров другими судьями в порядке, а также судьями хозяйственных судов – это и есть административная юстиция.

Между тем идея административной юстиции связывается с образованием специализированной системы судов, призванных контролировать деятельность органов государственного управления при осуществлении ими управленческих функций.

Дела о правонарушениях, перечисленных в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях, подсудны судьям по административным делам и исполнительным производствам, состоящим в штате всех р-ных (городских) судов. Процедура рассмотрения регулируется тем же Кодексом.

Дела же по жалобам на решения органов управления разрешаются другими судьями тех же общих судов в ином порядке – в порядке гражданского судопроизводства гл. 29 ГПК РБ. Это более сложная категория дел, и судьям по административным делам и исполнительным производствам они не доверяются.

К данной категории дел относятся следующие:

1) по жалобам на действия Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму, комиссии по проведению голосования об отзыве депутата (далее, если не указано иное, – комиссия), а также на решение органов, образовавших соответствующую комиссию, в случаях, предусмотренных законодательством о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

2) по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;

3) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;

4) по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, – и права юридических лиц;

5) по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе;

Почти во всех перечисленных случаях условием для обращения за судебной защитой является предварительное обжалование действий государственного органа вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, юридическому лицу, организации и соответствующему должностному лицу. Между тем, право выбора обращаться с жалобой в порядке подчиненности либо непосредственно в суд должна принадлежать заявителю: в Конституции ограничений в обращении за судебной защитой нет.

Все это свидетельствует о недостаточно четкой законодательной регламентации процедуры проверки административных актов, об ограниченной возможности граждан, частных предпринимателей, юридических лиц, общественных объединений реализовать свое право в сфере административных отношений, защищать его в суде.

Предоставление права всегда иметь возможность обратиться в суд будет дисциплинировать чиновника, чтобы он действовал по правилам, по закону, а не за взятку. Административная юстиция, являющаяся необходимым признаком современного правового государства, может обеспечивать правовым путем преодоление возникающих юридических коллизий как в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, так и в сфере судебного контроля за законностью правовых актов управления.

Экспертная группа ОО «Центр по правам человека» усматривает устойчивую тенденцию в том, что граждане, доказывая факт нарушения своих прав и свобод, так или иначе, сталкивается с проявлениями предвзятости со стороны государственных органов и должностных лиц. Это касается добросовестного выполнения чиновниками и госструктурами в целом своих обязанностей, а также запугивания и давления на заявителей. Государственными органами и должностными лицами, выносятся противоречащие законам решения, что в свою очередь влечет бесперспективность их дальнейшего обжалования в вышестоящие инстанции. За этим следует фактическое отсутствие контроля за исполнением решений об удовлетворении жалоб и дальнейшая бюрократизация процесса.

Рассмотрение дел по разрешению споров с чиновниками в силу их специфики является наиболее юридически сложной и политически мотивированной правовой процедурой

Поэтому подавляющее большинство судей судов общей юрисдикции за годы штампования решений, определений, постановлений и приговоров «по зову партии» профессионально деформировались и психологически не в состоянии осуществлять правосудие.

Таким образом, естественным направлением реализации законодательного положения о формировании сильной судебной власти как гаранта прав и свобод человека и гражданина, было бы учреждение в ее структуре действующей по специальным процессуальным правилам самостоятельной системы административных судов. Претворение в жизнь данного предложения в Республике Беларусь полностью соответствовала бы конституционному принципу построения судебной системы, закрепленному ч. 2. ст. 109 Конституции нашего государства — принципу специализации, явилось бы практической реализацией законодательного положения об осуществлении судебной власти посредством административного судопроизводства (ч. 3 ст.4 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

В большинстве европейских стран (Германия, Франция, Италия, Польша, Чехия, Литва и др.) для разрешения административных дел и споров создана самостоятельная ветвь судебной власти – административная юстиция. Приняты специальные законы.

Беларусь также должна преодолеть правовой скептицизм. Создание административной юстиции будет означать развитие специализации судов, как это предусматривается Основным Законом страны.

Задачей административной юстиции станет не только защита прав и свобод граждан, но и своеобразный контроль за законностью деятельности чиновников, органов управления и их административных актов. Эта задача может успешнее выполняться только при разделении правосудия. Специализированный суд более компетентен, это аксиома.

При этом исключается обязательный порядок обжалования административных актов и действий должностных лиц в порядке подчиненности. Право выбора обращаться в порядке подчиненности либо в суд должно оставаться за заявителем.

С учетом европейского опыта к подсудности административных судов предлагается отнести следующие категории дел:

- об оспаривании ненормативных актов Президента и Правительства РБ, если не затрагивается вопрос о признании их не конституционности;

- об оспаривании решений избирательных комиссий;

- об оспаривании решений иных органов государственного управления и действий (бездействий) должностных лиц;

- о приостановлении и прекращении деятельности республиканских и местных общественных объединений, а также международных организаций, действующие на территории РБ, в случае нарушения ими законодательства РБ;

- иные публично-правовые споры, возникающие из административно-правовых отношений.

Как побудить власть к созданию системы независимых административных судов – непростой вопрос.

Процесс формирования административного судопроизводства должен находиться под постоянным пристальным вниманием общественности.

В первую очередь при работе над законодательством об административном судопроизводстве необходимо учитывать достижения таких стран как Англия, Германия, Франция, Польша и даже Украина.

Во вторую очередь необходимо учитывать реальную отечественную действительность: сложившееся порочное правоприменение, чудовищную коррупцию и жесточайший чиновничий произвол.

Создание административной юстиции является составной частью судебно-правовой реформы и должна реализовываться поэтапно.

Правовой основой для создания административной юстиции в РБ должен стать Закон об административных судах и порядке рассмотрения дел в административных судах.

И оставьте, пожалуйста, Конституцию в покое. Ее уже достаточно перекроили за последние 18 лет.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».