АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Сергей Бульба: Союз Беларуси и Украины выгоден всем 3

Тесная кооперация Беларуси и Украины может стать весьма выгодной и песпективной с точки зрения основных политических и экономических игроков.

Обсуждение возможностей тесной кооперации Беларуси и Украины, на первый взгляд, неуместно. Одна страна на пороге подписания договора про ассоциацию с ЕС. Вторая – член таможенного союза.

Однако развитие событий последних восьми лет свидетельствует об обратном. Несмотря на внешнюю «разновекторность» политических курсов Беларусь и Украина не раз показывали примеры эффективного взаимодействия, как в экономике, так и в политике. Это и работа по обсуждению концепции программы Восточного партнёрства и решение задачи по обеспечению альтернативных поставок нефти в регион и противодействие попыткам третьих стран вести торговые войны.

За последние три недели президенты обеих стран заявили, что будут развивать тесное взаимодействие, несмотря на пока что различные направления политического развития. И более того, факт подписания договора про ассоциацию будет полезен как Беларуси, так и Украине.

Это, а так же развернувшаяся дискуссия про теоретическую возможность создания структуры тесной межгосударственной кооперации на территории от Балтийского до Чёрного моря, заставляет серьёзно оценить потенциальные плюсы существования подобного союза.

Выгоды Беларуси и Украины – тема отдельной оценки. А пока посмотрим на существования подобной структуры с точки зрения основных политических и экономических игроков.

Взгляд из Брюсселя

Союз Беларуси и Украины с точки зрения Европы весьма выгоден и перспективен. Опасения отдельных лидеров касательно самостоятельной согласованной политики по некоторым вопросам (как уже было и есть в Вышеградской группе) с лёгкостью нивелируются потенциальными плюсами. А именно:

1. Единые правила игры на большой территории. Потенциал Беларуси и Украины по отдельности относительно невелик. Причин несколько. Начиная от несформировавшихся политических элит до незаконченной модернизации экономики. Однако, учитывая географическое положение и то, что структура экономик стран взаимно дополняет друг друга, потенциальная привлекательность региона очень высокая. Дополнительные аргументы – высококвалифицированная рабочая сила и население, воспринимающее европейские ценности. Основной тормоз – различие законодательства и различные подходы к сотрудничеству с третьими странами.
В случае союза или тесной кооперации ситуация изменится. Предсказуемость политики и универсальные правила общественного и экономического взаимодействия на большой территории облегчат задачу налаживания партнёрских связей стран ЕС с регионом.

2. Вопросы транзита и безопасного перемещения грузов. Через Беларусь и Украину проходит как минимум 5 европейских транспортных коридора (2 из них по территории обеих стран). Наличие границ и различий в таможенных правилах ухудшает условия для перемещения грузов. Разные подходы к созданию и поддержанию инфраструктуры – тем более.

В случае сотрудничества Беларуси и Украины вопросы унификации таможенных правил, поддержания и развития транспортной инфраструктуры будут решаться как приоритетные. Это, в свою очередь обеспечит быстрое и главное безопасное перемещение грузов по большой территории. В том числе оживит коридор «Скандинавия-Балканы-Турция».

3. Большой совместный рынок. Уже сейчас, на фоне кризиса суммарный ВВП двух стран превышает 60 млрд. долларов. Это – достаточно большой рынок. И, естественно, при унификации подходов к взаимодействию с инвесторами и торговыми партнёрами – выгодный и перспективный. Учитывая географическое положение и квалификацию рабочей силы, территория Беларуси и Украины – идеальные места размещения производств с прицелом на реализацию продукции как в странах ЕС, так и в Азии.

4. Сглаживание потенциальных приграничных противоречий по оси ЕС-РФ. Не секрет, что различные подходы к пониманию термина «политика соседства» регулярно вызывают напряжение у стран ЕС и РФ. Наличие третьего мощного игрока в регионе нивелирует последствия такой напряжённости и сделает её невозможной в будущем. Тем более, что и Беларусь и Украина имеют достаточно богатую историю мирного сотрудничества с соседними странами.

5. Понятные и гарантированные правила обеспечения энергоносителями. Наличие оси «Север-Юг» в обеспечении поставок энергоносителей можно считать одной из основ энергетической независимости стран Европы в будущем. Однако, такая ось невозможна без тесного сотрудничества Беларуси и Украины. А в случае союза двух стран вероятность её создания практически 100%. Учитывая, что Украина потенциально может стать экспортёром газа, а через её порты и белорусскую инфраструктуру НПЗ топливо из каспийской нефти может попасть на рынок Европы, союз двух стран более чем выгоден.

6. Гарантия отсутствия локальных конфликтов на территории и влияние на решение ситуации с Приднестровьем. История сосуществования Беларуси и Украины практически бесконфликтна. Последняя напряжённость датируется 17 столетием. Соответственно, союз двух государств априори будет носить добровольный и мирный характер. Данные правила взаимодействия помноженные на потенциал союза окажут влияние на разрешение локальных конфликтов и политических противоречий. Можно рассчитывать на плодотворные переговоры по статусу Приднестровья и снятие напряжённости в Польско-Украинских оценках событий 1943-1944 гг.

7. Стабилизирующий фактор в прибалтийском регионе. Давление со стороны одного соседа не вынуждало Литву, Латвию и Эстонию корректировать планы своего развития. Наличие ещё одного мощного игрока в восточной Европе позволит Прибалтийским странам более свободно выстраивать свою политику. Как внешнюю так и внутреннюю. Варианты «торговых» войн станут просто невозможными.

Плюсы для далёких партнёров или оценка с берегов Потомака

С точки зрения США союз Беларуси и Украины не менее интересен. Вашингтон никогда не скрывал своих интересов в Европе. Однако выстраиванию долгосрочных программ мешала нестабильность политической и экономической ситуации. Начиная от военных конфликтов и заканчивая быстрой сменой курса теми или иными странами. В случае союза Беларуси и Украины Соединённые Штаты несомненно получат выгоду от:

1. Единых правил политической игры на большой территории. Рядом с постоянными партнёрами Вашингтона (Прибалтикой, Польшей) появляется достаточно мощный и самое главное предсказуемый партнёр. А это означает возможность планирования и реализации долгосрочных политических и экономических программ во всей Восточной Европе. Кроме того, Беларусь и Украина, в случае тесного сотрудничества, несомненно будут оказывать существенное влияние на другие страны со славянским населением а так же на Молдову, Румынию и Прибалтику.

2. Новый игрок на Европейском континенте. Проблема сегодняшней Европы во многом заключается в наличие двух мощных игроков, один из которых до конца не определился со своими амбициями и направлением развития. Появление третьей силы несомненно сместит акценты в зонах влияния доминирующих стран. И с большой долей вероятности принесёт дополнительный фактор стабильности в развитие ситуации. Это касается в том числе балканского и прибалтийского регионов.

4. Большой внутренний рынок региона. Рынок объёмом более 60 млрд. долларов, 55 миллионов квалифицированного населения и размещение в Восточной Европе на пересечении транспортных коридоров «север – юг» и «европа-азия» делает союз Беларуси и Украины привлекательным с точки зрения торговли и размещения производств.

5. Потенциально новый союзник. И Беларусь и Украина имеют положительный опыт взаимодействия с США по внешнеполитическим вопросам. Союз двух стран дарит Вашингтону уникальную возможность получить мощного союзника на Континенте. И, что важно, союзника, имеющего влияние в «проблемных регионах» Европы.

6. Возможное разрешение существующих локальных конфликтов и недопущение новых. Учитывая возможности взаимодействия Беларуси и Украины а так же влияние страна на сопредельные государства, совместная их деятельность может способствовать разрешению существующих конфликтов и недопущению новых.

С точки зрения БРИК

Одним из новых игроков на мировой арене аналитики называют страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия Китай). Союз Беларуси и Украины будет более чем выгоден данным странам исходя из следующих соображений:

1. Общий и большой рынок и лёгкость входа на него. Рынок, размеров в как минимум 60 млрд. привлекателен сам по себе. Однако, страны БРИК имеют интерес в выходе на целый регион. ЕС не приветствует индийские или китайские товары. Такая же политика у РФ.

И белорусский и украинский рынки более открыты как для товаров так и для создания производственных мощностей.

2. Лёгкость выхода на рынки РФ и ЕС. Союз Беларуси и Украины дарит уникальную возможность выхода закрытые ранее рынки через создание производств на своей территории. Страны БРИК, производя свою продукцию в Европе (на территории Беларуси и Украины) уменьшают транспортные издержки и выходят «с европейской продукцией» одновременно на рынок ТС и ЕС.

3. Обмен технологиями. Несмотря на бурное развитие, страны БРИК ощущают острую нехватку современных технологий. Беларусь и Украина так же. Но обе эти страны обладают уникальными наработками в машиностроении, космической отрасли. Создание совместных производств, обмен технологиями будет выгоден как БРИК так и Беларуси с Украиной, поскольку данный процесс будет намного дешевле взаимодействия с, например, странами ЕС или США.

4. Инвестиционные возможности. Сегодня страны БРИК имеют достаточные инвестиционные возможности. Союз Беларуси и Украины мог бы стать выгодным местом инвестирования, так как обеспечил бы быструю окупаемость средств и достаточную мобильность экономики.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».