Антонов Сергей: Консерватизм и умеренность
За двадцать лет своего правления Александр Григорьевич Лукашенко, некогда пришедший к власти как самый радикальный оппозиционер, стал весь и весьма умеренным, если не сказать консервативным.
Его недавняя речь о вреде необдуманных перемен очень напоминает знаменитую фразу Петра Аркадьевича Столыпина "Вам нужны великие потрясения, а мне нужна великая Россия!".
Однако умеренность этих двух политических деятелей не имеет ничего общего.
Великий реформатор Столыпин стремился к тому, чего нынешний белорусский президент и на дух не переносит. Идеи Петра Аркадьевича, основанные на опыте самых передовых и цивилизованных в плане демократии стран, абсолютно чужды Александру Григорьевичу. Ему куда как ближе учение Ильича, что опять-таки подтверждает недавнее Лукашенко "Учиться, учиться и еще раз учиться!" на встрече с молодежью.
Заметим, что нацеливание молодых белорусов на получение идет вразрез с "планами" ближайшего соратника президента, главы "Белой Руси" Александра Радькова, который постоянно утверждает, что Беларуси куда как нужнее плотники, каменщики и доглядчики колхозного скота, чем юристы и экономисты.
К слову сказать, первый заместитель главы президентской администрации - мой земляк, уроженец Быховского района. Будучи журналистом районной газеты, мне доводилосьбрать интервью у отца Александра Михайловича. Этот, без всяких преувеличений, достойнейший человек очень гордился тем, что всего его дети получили качественное образование.
И сейчас в белорусских деревнях хватает самородков, которые также, как Александр Михайлович, могли бы стать докторами наук. Вот только ситуация в стране, благодаря бесконечным метаниям последних двадцати лет, кардинально изменилась: теперь сыновьям трактористов СПК действительно сподручнее делать карьеру с вилами в руках, ибо места профессоров заняты и распределены заранее, до седьмого колена.
А поскольку искать таланты нет необходимости, то и качество образования, несмотря на рост его стоимости, опустилось ниже плинтуса. Да и лучшие плотники-каменщики предпочитают зарабатывать на жизнь где угодно, только не в родной Беларуси.
Выходит, что полноценного Советского Союза в своей синеокой нам построить не удалось, а дикий капитализм, судя по ежедневному росту цен на все и вся, достиг своего апогея.
На аукцион выставлено все, что имеет хоть какую-то цену, включая (боги мои, боги!) суверенитет Беларуси.
А население, из уст своего президента, узнает, что 2015 год, станет для "стабильной" страны очень трудным. Как тут не вспомнить швондеровский хор с его знаменитым:
Суровые годы уходят
Борьбы за свободу страны,
За ними другие приходят -
Они будут тоже трудны...
И так – до бесконечности, до посинения. Не случайно ведь Лукашенко не раз намекал на то, что итоги сделанного в наши дни смогут оценить внуки. Отсюда вывод: коль скоро нынешнему поколению при коммунизме не жить, то и спешить особенно некуда, тем более, что радикальные перемены будут сопровождаться большими потрясениями, а белорусы предпочитают жить под лозунгом «Абы не было войны».
Действительно, режиму потрясения не нужны. Все устоялось, устаканилось. Для себя можно строить дворцы и коттеджи, красоваться в импортных костюмах. «Народец» заставлять покупать белорусское, вводить налоги на автомобили, править до смерти, передавать власть по наследству, а также исключать мясо и рыбу из перечня продуктов первой необходимости.
И никаких потрясений!
А ведь они будут. Декретами-указами их не остановишь. Если болезнь запустить, что сейчас и происходит, то пациенту может потребоваться ампутация.
А потом, что имеется в виду под великими потрясениями и большой кровью, когда эти фразы звучат из уст нашего правителя? Уж не потеря ли им власти? Такое потрясение рядовые белорусы как-нибудь переживут. Сложнее придется министрам-председателям, которые тут же выпадут из обоймы в лучшем случае. В худшем – попадут в обойму пенитенциарную.
Так что потрясения потрясениями, а застой – застоем. Мировая практика показывает: граждане стран, в которых правители не уходят на покой после двух сроков правления рано или поздно начинают питаться травой. И сегодня видно, что белорусы очень близки к поголовному переходу на вегетарианство.
Отодвинуть радикальные перемены, конечно, можно. Завинчиванием гаек, затягиванием поясов, наступлением на свободу слова и, в конечном итоге, посадкой инакомыслящих в «стабилизационные» концлагеря.
Вот только бесконечно делать этого не получится, даже с помощью «братской» России. Перемены в Беларусь придут, а вот насколько радикальными они будут, зависит, как ни странно от нынешнего правительства.
Люди, правившие страной аж двадцать лет и убедившие весь мир в полной своей несостоятельности, должный уйти. И чем раньше они это сделают, тем меньшими потом и кровью отделается загнанная в тупик страна. Так не станем же путать умеренность и разумный консерватизм с нежеланием замечать очевидное.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».