Олег Хоменко: Купалье - не Солнцеворот: зачем переносить? 5

21 июня в Государственном музее народной архитектуры и быта прошло хорошо организованное празднование Солнцеворота.

Олег Хоменко
Олег Хоменко
Там объединились купальская, русальная и сёмушная обрядности и певческий фольклор. И это название - правильное, так как празднование Купалья в Беларуси должно проходить в традиционные сроки - с 6 на 7 июля. Празднование же Купалья в день современного Солнцеворота - новосозданный праздник. Его и нужно так называть.

Календарные объяснения (григорианский и юлианский традиции) здесь ни при чем, потому что они также привязаны к уточнению моментов Солнцеворота. Кроме того, в этом году Троица праздновалась поздно и пришлась на 23 июня. В результате те, кто популяризируют празднование Купалья в день Солнцеворота, получили возможность заявить "Сегодня у нас - Купала, а завтра ... Троица", что, с точки зрения традиционной обрядности, - нонсенс. Празднование Купалья в традиционное время важно сохранить неизменным. Напомню о социокультурном обосновании празднования Купалья и Солнцеворота.

Если анализировать купальскую, русальную, сёмушную обрядность и песни, то можно заметить, что в обрядах и песнях Русалья, Гренной недели (Гренного воскресенья, Клечанья, Кравого-кривого, Духовой недели, Проводы) упоминания о короткой ночи, великом Духе встречаются нередко. В купальских песнях такого нет, так как их главные темы - солнышко играет, Купала проходит усела, что-то пропало или может быть уничтожено, и везде подчеркивается: это праздник не веселья или молодости, а якобы торжественного ожидания какой-то катастрофы.

При исследовании купальской обрядности я замечал нелогичность в легендах и обрядах. Поясню. Все знают, что Купалье - праздник огня, Солнца и самых длинных световых дней. Почему же бесы не активизируются в самые темные дни года - например, в зимний солнцеворот? Почему именно на Купалье нужно делать пожертвования или страдать по тем, кто не женился, а не делать так, например, в осенние праздники?

По мнению исследователя мифологий Мирчи Элиаде, стоики восприняли от Гераклита идею уничтожения мира огнем, а Платон в "Тимеа" упоминает потоп, который произошел. Согласно потерянному тексту Аристотеля ("Protept"), катастрофы должны состояться во время двух Солнцеворотов: при зимнем - уничтожение потопом, при летнем - огнем. И вот здесь очень важно напомнить, что примерно 2000 лет назад Солнцеворот и моменты, когда Солнце от Земли находилась ближе и дальше, совпадали: первый случай - это Рождество (по современному календарю - с 6 на 7 января), второй - Купалье (сегодня - с 6 на 7 июля).

Теперь же моменты Солнцеворотов опережают моменты апогелия и перигелия на 13 дней, и это отличие будет увеличиваться. Например, с 1 марта 2200 года оно станет равным 15 дням. Добавим, что момент прохождения Землей точки апогелия элептичной орбиты тоже меняется, но в пределах с 2 по 5 июля (по современному календарю) примерно на одни сутки за 58 лет. В эти десятилетия он приходится на 4 июля.

Таким образом, празднование Рождества и Купалья должны происходить в моменты самого большого и самого малого расстояния между Солнцем и Землей. Так легко объяснить обрядные действа Купалья. В эту ночь нечистые существа активизируются, так как Солнце - дальше от Земли. Поэтому люди и создают рукотворное солнце - купальские колеса, чтобы выразить благодарность Солнцу за то, что оно не оторвалась от Земли, и, главное, - дождаться восхода. И эти темы-символы присутствуют в старинных купальских песнях.

Обращу внимание на то, что утром 7 июля (24 июня по старому летоисчислению) наступает условный перелом, который определяет: Вселенная не исчезла, и люди будут видеть Солнце еще не меньше года. Этот день широко известен как присвяток Иоанна Крестителя и имеет ряд названий, связанных с христианской и дохристианской мифологией (Иван, Иван Купала, Иван Купальный, Петровский Иван, Иван Летний, Иван Постный, Иван Сердитый, Иван Ведьмина, Ян). Этот день является продолжением Купальского праздника, но с подчеркнутым в фольклорных песнях отличием: "Вчера был Купала, а сегодня - Ян".

Рождество Иоанна Предтечи, лица, окрестившего Спасителя, определяло чрезвычайное событие, которое в ветхозаветной мифологии связывалось с тем, что мир не в крови и мести, а через прощение грехов и новые заветы создаст новый мир, благословленный Божьей милостью. Разумеется, в контексте того, что упоминалось ранее, рождение Иоанна Предтечи могло быть только сразу после Купальского праздника. Это и логично, и имеет глубокий символический смысл.

Итак, 21 июня мы должны отмечать праздник Солнцеворота, а никак не Купалье, которое следует праздновать в традиционное время. В новом празднике Солнцеворота могут присутствовать и купальская, и русальная, да и сёмушная обрядность. И еще. Праздник Лиго в Латгалии (современной Латвии) сейчас - государственный. Отмечается в ночь с 23 на 24 июня, согласно письменными источниками XVIII века. Без учета того, что даты были упомянуты в системе юлианского календаря (23 - 24 июня тогдашние - это 6 - 7 июля современные), их автоматически перенесли в систему Григорианского календаря и утвердили праздничными.

Олег Хоменко, лидер группы "Палац", преподаватель Белорусского государственного университета культуры и искусств, фольклорист

«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».