Тамара Сидоренко: Кому - пытки, а кому - праздник

Для Беларуси 26 июня весьма неоднозначный день:  День работников прокуратуры, а также Международный день ООН в поддержку жертв пыток.

Указом Президента Республики Беларусь №157 от 26.03.1998 года в Республике Беларусь 26 июня провозглашен Днем работников прокуратуры (хотя этот день памятен прокурорским работникам с 26 июня 1922 года, когда была учреждена прокуратура). Основной задачей органов прокуратуры нашей республики является защита прав и свобод граждан. 

12.12.1997 года Генеральной Ассамблеей ООН  26 июня провозглашен Международным днем в поддержку жертв пыток. Этот день напоминает  о задачах государств и общества в борьбе за полное искоренение пыток и обеспечение эффективности Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее – Конвенция).

Конвенция принята резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1984 года. Республика Беларусь  подписала данный документ через год – 19 декабря 1985 года, а ратифицировала – 13 марта 1987 года.

В чем важность Конвенции? 

В ст.1 Конвенции дано определение пытки. 

Пыткой признается любое действие, которым какому-либо лицу умышленно причиняется сильная боль или страдание, физическое или нравственное, чтобы получить от него или от третьего лица сведения или признания, наказать его за действия, которое совершило оно или третье лицо или в совершении которого оно подозревается, а также запугать или принудить его или третье лицо, или по иной причине, основанной на дискриминации любого характера, когда такая боль или страдание причиняются государственным должностным лицом или иным лицом, выступающим в официальном качестве, или  по их подстрекательству, или с их ведома, или с молчаливого согласия.    

Запрет пыток является абсолютным, и никакими обстоятельствами, даже чрезвычайными, применение пытки не может быть мотивировано или оправдано. Действия, приравненные к пыткам, являются преступлением и  не имеют срока давности.

В соответствии со ст.17 Конвенции в 1987 году создан Комитет против пыток, который уполномочен получать информацию и проводить расследования, касающиеся заявлений о систематическом применении пыток в государствах-участниках (Конвенции). После расследования государству направляются замечания и предлагается информировать Комитет о мерах, которые оно принимает по данным замечаниям.

Комитет  рассматривает сообщения государства-участника в отношении другого государства-участника, не выполняющего свои обязательства в соответствии с Конвенцией. Также в Комитет против пыток любое лицо может представить сообщение, что оно является жертвой нарушения Конвенции    государством-участником. Решение Комитет принимает по определенной процедуре.

Доклад от Беларуси с опозданием в 9 лет

Государства-участники один раз в четыре года предоставляют Комитету доклады о принятых ими мерах по обязательствам по Конвенции. По таким докладам Комитет принимает Замечания общего порядка. 
Так, осенью 2011 года состоялось рассмотрение 4-го доклада Беларуси. Комитет с сожалением отметил, что он был представлен с опозданием на 9 лет. 

Отметив позитивные аспекты, Комитет в своих Замечаниях отразил вопросы, вызывающие беспокойство: многочисленные случаи пыток, нежелание официальных властей  проводить своевременное и беспристрастное расследование предполагаемых случаев пыток и жестокого обращения, привлекать к ответственности людей, которые совершают подобные преступления. 

Отмечено, что национальное законодательство не содержит положений, определяющих пытку и обеспечивающих ее полный запрет, обращалось внимание на условия содержания в местах лишения свободы и на иные положения. По всем замечаниям даны рекомендации.

Чего боится пенитенциарная система Беларуси?

Особо в рамках данной статьи стоит упомянуть о рекомендации как можно скорее рассмотреть возможность ратификации Факультативного протокола к Конвенции. 
Факультативный протокол принят 18 декабря 2002 года, вступил в силу 22 июня 2006 года. Его ратифицировали более полусотни государств, в число которых Беларусь не входит.

Цель Протокола – предупреждение пыток и других форм жестокого обращения путем регулярных посещений всех мест содержания под стражей, где люди наиболее подвергнуты риску применения к ним  немотивированного насилия и пыток.

В перечень таких мест входят не только тюрьмы и полицейские участки, но и места под стражей в ожидании суда, места административного заключения, центры содержания мигрантов, контрольно-пропускные пункты в приграничных зонах, транспортные средства для транспортировки заключенных под стражу, психиатрические больницы, дома социального ухода и др. (см.ст.4 Факультативного протокола).

Члены  Подкомитета против пыток согласно Протоколу имеют право посещения мест лишения свободы без дополнительного разрешения государства-участника либо наличия жалобы о применении пыток. Подкомитет лишь за 3 месяца уведомляется о таком посещении, но конкретное место лишения свободы, которое собираются посетить, не называется. 

Сотрудники Подкомитета имеют право частной беседы наедине с любым лицом, включая персонал, осужденных, членов их семей, бывших осужденных, которые отбывали наказание в этом учреждении, адвокатов и т.п.  Никто, наверное, не будет спорить, что такие заранее неизвестные международные инспекции эффективны.

Важно отметить, что проводятся  проверки именно с целью достижения конструктивного сотрудничества с государством, устранения выявленных нарушений, а не применения за них неких санкций. На это в том числе направлены  положения Протокола о том, что доклад и рекомендации государству направляются конфиденциально, и оно решает, разрешить ли публикацию доклада по результатам проверки. Если государство отказывается сотрудничать и выполнять рекомендации, то тогда Подкомиссия против пыток обращается в Комитет против пыток, который и решает (но только после консультации с государством), опубликовать ли доклад по результатам посещения мест лишения свободы. 

В Европе аналогичные права и функции есть у Европейского Комитета по предупреждению пыток (ЕКПП), созданного в связи с принятием Европейской Конвенции по предупреждению  пыток и бесчеловечного или  унижающего достоинство обращения или наказания. Увы, эта Конвенция по известным причинам от Беларуси чрезвычайно далека. 

Думается, многие проблемы, связанные с нарушением прав задержанных и осужденных, могли бы быть упреждены, решены или быстрее решены. Однако доброй воли в этом направлении наше государство пока не проявляет.

Поэтому прокуратуре Беларуси можем лишь пожелать стать активной и последовательной в борьбе с нарушениями прав человека, способствовать скорейшей ратификации Факультативного протокола  к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а заодно - и Второго Факультативного протокола  к Международному пакту о гражданских и политических правах,  направленного на отмену смертной казни.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».