Сергей Марцелев: Про подушку и бантик 15

По словам Светланы Алексиевич,  она -  представительница "русской культуры". По-моему,   культура не имеет паспорта. Она либо есть, либо ее нет.

Светлана Алексиевич, белорусский мастер прозы, удостоена Премии мира немецких книготорговцев.

Казалось бы, радоваться успеху соотечественницы, искренне рукоплескать нашему, не особенно частому признанию в Европе. Но ложка дегтя подкралась незаметно. “Так, я пішу толькі па-расейску і таксама лічу сябе прадстаўніцай расейскай культуры. Беларуская мова вельмі вясковая і літаратурна нявысьпелая”,- заявила Светлана в интервью газете "Frankfurter allgemeine Zeitung".

Неважно, что она попыталась это опровергнуть. Так или иначе этот тезис неоднократно звучал на ее выступлениях, в том числе перед зарубежной аудиторией. В моей системе ценностей С. Алексиевич с "Чернобыльской молитвой" когда - то вошла в Пантеон, и тем более болезненно было слышать это от человека, которого считаешь моральным авторитетом. Перечитывая ее книги, невольно задавался вопросом - о чем это? Что важнее для писательницы - форма или содержание?

В произведениях Алексиевич поднимаются серьезные гендерные проблемы. "И одна за всех сказала:"У русской женщины никогда не было нормального мужика - или после войны, или после тюрьмы.»   Или так: "Помню, в Чернобыле расспрашиваю офицера, поднимавшегося вместе с солдатами на смертоносную крышу реактора. «Страшно?» — «Мне ничего не страшно. Меня жена бросила». Есть соображения по поводу сельхозтехники и декора: "Западные феминистки приезжают к нам со своими идеями: женщина, как и мужчина, должна подняться в небо, пойти в море… А в ответ — недоумение. Нашей девушке уже не хочется на трактор, ей хочется посидеть на подушке с бантиком."

И, собственно говоря, к сути проблемы.

Высказываться по поводу  белорусского языка и культуры с позиции русскоязычного белоруса - это особая миссия. Непростая. С одной стороны советская  ретроспектива сделала нас носителями языка метрополии, с другой стороны  -  это данность, история  целых поколений, которую не переписать заново.

Подавляющее большинство  белорусов в процессе переписи населения называют родным языком белорусский. Это важный сигнал. 

Мы, в большинстве своем,  с уважением относимся к родному языку. Поддерживаем требование, что он должен стать единственным государственным языком, на котором ведется делопроизводство, преподают в ВУЗах, транслирует общественное телевидение.Белорусский язык должен стать основой начального и среднего образования, внедряться в массовую культуру при поддержке государства. Русскому, польскому, татарскому и прочим должны быть даны права региональных языков.  В пределах конкретного региона региональный язык может использоваться в законодательно установленных сферах наравне с государственным белорусским языком. 

Избирательное использование  языка титульной нации  на удивление, неплохо ему послужило. Произошел разрыв шаблона в массовом сознании. Из "деревенского языка", "языка бнф-овцев" он медленно, но верно эволюционирует в инструмент коммуникации элиты. Мировые бренды ведут имиджевые кампании по-белорусски совсем не из благотворительности. Уж кому как не им известно, что клиент голосует рублем. Среди них и мировой и лидер в производстве бытовой электроники, и сотовый оператор, утверждающий, что приближается "час упэуненых".

Родной язык - это такое же сакральное понятие как и Родина, отец, мать, дети.  Выпады против него в лучшем случае воспринимаются как публичная порча воздуха. Даже откровенные политические маргиналы, вроде гайдукевичей поддержали из имиджевых соображений "Таварыства беларускай мовы".

По словам Светланы Алексиевич,  она -  представительница "русской культуры". По-моему,   культура не имеет паспорта. Она либо есть, либо ее нет. К сожалению, в интервью немецкой газете писательница продемонстрировала ее отсутствие.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».