АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Павел Северинец: Деревянный народ 10

На фестиваль "Ружанская брама" мастер из Пружан привез целую батарею усатых кукол - на коньках, в гневе, на селекторных совещаниях...

«Эту в Ружаны возили? А эту?.. »- гебешный опер брезгливо тычет пальцем в усатые фигурки, а дед, польщенный вниманием, охотно кивает головой: «Возил! И вот этих еще. И вот, и вот... Ну и что вы теперь мне сделаете? Думаете, вы правители? Я уже восемьдесят доживаю и таких президентов штук двадцать пережил. Вы за чины, а я за мужичка всю жизнь стоял. И буду стоять, хоть вешайте меня прямо сейчас!"

Сильный, сухой, с прищуренным в морщинках полесскими глазами, крепкими цепкими пальцами (будто корнями, вырванными из пущанской земли), в сереньком поношенном пиджачке - казалось бы, обычный деревенский пенсионер, которых в Беларуси миллион.

На фестивале христианских фильмов Magnificat лучшей из 38 работ была признана лента именно об этом пружанском деде - Николае Тарасюке «Деревянный народ». Он поводырь тысяч вырезанных, плетеных, вылепленных фигурок, целых композиций деревенского быта.

Родился Николай Тарасюк здесь, в Пуще, в 1932-м. В 1939-м, чтобы избежать раскулачивания, оформили развод, но в 1944-м, когда Советы вернулись, в колхоз загнали всей деревней.

Маленький Коля помогал родителям, пас скот и уже тогда увлекся деревом, глиной и плетением. Потихоньку делал, раздаривал знакомым, ставил деревянных кукол дома. Через войну, большевизм, мелиорацию, застой... Слава пришла со старостью - и с перестройкой. В 1987-м на Всесоюзном фестивале народного творчества Тарасюк получил Золотую медаль ВДНХ. В 1989-м стал народным мастером Беларуси. Начали приезжать чиновники из отделов культуры, журналисты, туристы. Поляки сняли фильм - «Хозяин». Целые коллекции Тарасюка сейчас в Пружанах, Бресте, Минске, Польше...

В 1994-м, году выборов Лукашенко, дед Николай как раз построил отдельный домик, где устроил музей «Воспоминания Отчизны» - в доме деревянные белорусы уже не помещались.

К 80-летию он выставлялся в минском Музее современного изобразительного искусства. Выставка называлась «Потерянный рай». Смотришь на вырезанные фигурки на подставках, сплетенных из лозы, вспоминаешь образы утраченного белорусского деревенского Эдема и пытаешься домыслить, откуда это - из древа познания? Из древа жизни?..

Шедевры деда Николая разворачивают перед тобой всю трясину белорусского зла: пьянки, ссоры, развал семьи. На дереве фигурок, как и на дереве креста - схваченные, распятые в мучительной гримасе ужас греха и счастье избавления.

В немой батлейке Тарасюка мы узнаем себя. Сколько не раскрашивайся стилем, модой и прочим глянцем - внутри мы все те же персонажи простых чувств и старых как мир историй. Свадьба. Застолье. Склока. Совещание у Лукашенко...

Здесь, на Брестчине, Тарасюк весьма известен, чтобы можно было его обойти, поэтому и попробовали наградить, задобрить, выставить на витрину всенародной стабильности и процветания народной культуры. В 2002-м году дали премию «За духовное возрождение». Подарили квартиру в Пружанах - отдал дочке.

А Тарасюк принял это как должное - и не купился. И на фестиваль «Ружанская брама» у восстановленного дворца Сапег взял да привез целую батарею усатых кукол - на коньках, в гневе, на селекторных совещаниях... Переполох был общебелорусский.

Деревянный народ Тарасюка – на самом деле грандиозная белорусская батлейка. Батлейку, или бэтлеемку, от Бэтлеема, где родился Иисус, с кукольными Иродом, Ангелом, Чертом, Бабай, Дедом, Марией, Младенцем - показывали как захватывающую поучительную историю всему посполитому народу на главной площади на Рождество.

Белорусская батлейка с ее ярким символизмом и детской искренностью при всей игрушечной непосредственности таила в себе величайший библейский смысл. Всю нашу ничтожность перед Богом, весь комизм человеческой суеты - и упрощение жизни до евангельской простоты. Борьба добра со злом в домашнем интерьере, сведенная к сути, с познанием самих себя, постижение ясной морали в век сплошной лжи - вот в чем чудо белорусской игрушки и деревянной нации Тарасюка.

Думаете, это несерьезно? Но такие белорусские самородки, как Тарасюк, ключом библейской батлейки открывали сердца всего человечества.

Первые кукольные фильмы в 1910-х - «Люканида», «Маленький народ», «Цветок папоротника» - с резонансом от спецэффектов по всей планете поставил именно потомок повстанцев Владислав Старевич, который сам изготавливал кукол для съемок и о котором Уолт Дисней свидетельствовал : «Этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий». Кстати, и главным художником Диснейленда стал наш Алия Клеч (Пашкевич), а всемирную компьютерную мультипликацию (откуда наконец и «Шрек», и «Ледниковый период») основал бывший минчанин Михаил Бернштейн.

Миллиарды детей и взрослых, сами того не зная, идут вслед за белорусскими князьями батлейки.

...Николай Тарасюк помнит, когда на его хуторе Стойлы было более сорока дворов. А в 2007-м умерла последняя соседка.

С тех пор дед Николай живет здесь, на заброшенной, заросшей бурьяном опушке, один. На месте нашего пущанского Санта-Клауса, Святого Николая - Дед Николай со своим игрушечным народом.

И шумит лес.

И растет с белорусской глубины дерево познания добра и зла.

И до сих пор, одолев все оккупации, войны, союзы,  заботится о нем, вырезает рты и глаза, вскрывает раны, чтобы выглянула из дерева, ожила белорусская душа, дед Николай с Пущи.

Так же сосредоточенно и властно, как когда-то работал с деревом, плотничал, вырезал - а потом на том же дереве был распят наш Спаситель Иисус Христос.

«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».