Мечислав Гриб: Кнут и пряник 4

В реальность осуществления грозных заявлений главы государства, сделанных им в Борисове, не верилось.

Казалось, что заявления о запрете увольнения работников деревообрабатывающих предприятий, без разрешения нанимателя, не станут нормой законодательного акта.

Однако все сомневающиеся ошиблись. 7 декабря президент подписал декрет за номером 9 «О дополнительных мерах по развитию деревообрабатывающей промышленности» и, как говорят, расставил все точки. Декретом предусматривается перевод на контрактную форму найма работников организаций деревообрабатывающей промышленности.

Речь идет о тех предприятиях, которым, в соответствии с принятым ранее указом, оказывается государственная поддержка по техническому переоснащению, модернизации и реконструкции их производства.

Досрочное расторжение контрактов, в период реализации инвестиционных проектов, по инициативе работников, допускается только с согласия нанимателя. Отказ нанимателя в расторжении трудового контракта может быть обжалован председателю соответствующего облисполкома или Минского горисполкома.

Это положение декрета противоречит требованиям части 4 статьи 41 Конституции Республики Беларусь, которая гласит, что « принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении».

Кроме того, декрет противоречит ряду положений Трутового кодекса, устанавливает новую форму обжалования решения нанимателя об отказе в увольнении работнику. В декрете ничего не говорится о возможном судебном рассмотрении вопросов, связанных с отказам в увольнении работнику. Не решен вопрос о приоритетности судебного решения или решения председателя облисполкома по делам об отказе в увольнении. Порождено ряд юридических вопросов, на которые нет ответов.

Аналогичный правовой режим установлен декретом и для работников генеральных подрядных организаций и проектировщиков, участвующих в реализации инвестиционных проектов по техническому переоснащению, модернизации и реконструкции производств организаций деревообрабатывающей промышленности.

Декретом предусмотрена административная ответственность за нарушение подрядчиком (субподрядчиком, проектной организацией) сроков выполнения работ по реализации инвестиционных проектов, в виде наложения штрафа на должностное лицо в размере от 10 до 100 базовых величин (100 тысяч белорусских рублей) и на юридическое лицо от 50 до 500 базовых величин.

Эти положения декрета не вписываются в понятия об административных правонарушениях, за которые налагается штраф.

Отношения между заказчиком и подрядчиком всегда регулировались договорами на выполнение конкретных работ. В договорах предусматривалась материальная ответственность за качество выполненных работ и сроки их выполнения. Меры, изложенные в декрете Президента, а так же внезапные увольнения руководителей ряда объектов промышленности и организационных структур, на уровне министров,  можно отнести к политике «кнута и пряника» .

В качестве «пряника» декрет устанавливает, что работникам организаций деревообрабатывающей промышленности, дополнительно к предусмотренной контрактом заработной плате, производятся ежемесячные денежные выплаты, размер которых определяется указанными организациями самостоятельно, исходя из финансовых возможностей.

Поскольку в разных деревообрабатывающих организациях, существуют разные финансовые возможности, то и эти ежемесячные выплаты будут разными. За одинаковую работу в одной отрасли, люди будут получать разные выплаты. Например, в Ивацевичах выплаты работникам деревообрабатывающего предприятия  будут одни, в Борисове другие, в Витебске трети, и так далее.

Декрет не конкретизирует, за что конкретно, будет производиться ежемесячная доплата работникам, но она не будет входить в фонд оплаты труда. Однако, суммы ежемесячных выплат будут входить в себестоимость выпускаемой продукции. Потому, что не учтенных и ничейных средств на предприятиях нет и не должно быть, даже на предприятиях деревообрабатывающей промышленности.

В случае нарушения работником своих трудовых обязанностей и увольнения, сумма денег, полученная им за период работы ежемесячной денежной выплаты, подлежит возврату. Очевидно, надо полагать, что в таких случаях, работник должен возвратить деньги добровольно.

При невозврате полученной суммы выплат бывшим работником, декрет предусматривает принудительное взыскание, без согласия бывшего работника. По решению суда взыскание будет осуществляться из трудового заработка по новому месту работы. Видимо, имеется в виду, если человек трудоустроиться на другую работу в Беларуси.

«Лица, не состоящие в трудовых отношениях, подлежат трудоустройству на прежнее место работы, с последующим удержанием ранее выплаченных денежных средств из их заработной платы» записано в декрете. Однако, в декрете не указано, каким образом будет организован принудительный труд ранее уволенных из деревообрабатывающих предприятий, и кто этим делом должен заниматься, какая ответственность предусмотрена для лиц, которые отказываются от принудительного трудоустройства и так далее.

Таким образом, получается, что политика «пряника» для наемного по контракту работника деревообрабатывающего предприятия, может быть сладкой только с одной стороны, при неукоснительном выполнении всех указаний нанимателя. Декрет значительно расширяет права нанимателя и ничего не дает наемным работникам, кроме ежемесячных выплат, которые у него могут отнять при малейшем неподчинении воле нанимателя.

Дать юридическую оценку этим положениям декрета затруднительно потому, что они противоречат Конституции Республики Беларусь и ряду действующих белорусских законов. Однако, по существующей в Беларуси практике, эти законы начнут подгонять под положения декрета. Законы изменят, но, изменить Конституцию сложно. Поэтому на требования Конституции не будут обращать внимания. Эти положения останутся декларированными, а работа на деревообрабатывающих предприятиях будет организована по требованиям декрета.

Положения декрета ставят наемного работника в полную зависимость от воли нанимателя, лишают его права на законную юридическую защиту своих прав, в том числе и в судебном порядке. Возвращение полученных ежемесячных доплат, после увольнения работника, будет висеть над ним очень долго, как дамоклов меч.

В наемном работнике власть перестала видеть человека труда, и стала использовать его по усмотрению начальства. По сути дела наемных работников деревообрабатывающей промышленности объявили виноватыми в несвоевременной модернизации и реконструкции производств и во всех других просчетах и неудачах. «Мы удерживаем силой тут людей, потому, что они виноваты, они провалили программы», сделал свое заключение Президент при посещении деревообрабатывающих предприятий. Как бы там не было, а виновных, все -  таки нашли.

Сначала депутаты Палаты представителей, а затем и Совета Республики приняли к сведению декрет номер 9 (который в народе назвали крепостническим), а также, вместе с министром труда и социальной защиты, кратко прокомментировали его. Они считают, что с юридической точки зрения декрет абсолютно вписывается в трудовое законодательство и не противоречит ему и, что декрет направлен на защиту прав работников и улучшение их условий труда. 

Комментировать такие заявления не целесообразно, хотя бы потому, что они не основаны на законе. В авторитарном государстве, все решения главы государства являются «законными», и подлежат одобрению всеми подчиненными органами, в том числе и субъектами, обладающими правом законодательной инициативы. Поэтому, в таких заявлениях, ничего неожиданного нет, все они были предсказуемы.

Из шести субъектов, обладающих законодательной инициативой и имеющих право внести предложение в Конституционный Суд, о соответствии законов, декретов, указов Президента Конституции и международно-правовым актам ратифицированным Республикой Беларусь, три уже поддержали все положения декрета, а три пока не высказали своего отношения  к этому закону.

Верховный Суд и Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, по всей видимости, решили отмолчаться. Опыт в этом отношении у них есть. Совет Министров, по моему мнению, не будет вносить предложений о соответствии декрета Конституции, поскольку он сам, в определенной степени, заинтересован в осуществлении мероприятий изложенных в декрете номер 9. Кроме того Президент в последний раз предупредил Совет Министров о плохой работе.

В сложной ситуации оказалась Федерация профсоюзов, которая пока трусливо отмалчивается и не принимает никаких действий по защите прав наемных работников. Не исключено, что скоро она выступит со специальным заявлением и одобрит все положения декрета закрепляющие принудительный труд.

Конечно, декрет номер 9 принят как вынужденная мера. Фактически, без объявления войны, введено военное положение для работников деревообрабатывающей промышленности. Власть понимает, что это не лучший выход из сложившейся ситуации, но другого пути она не знает и не видит. Хотя все не так уже и сложно. Сущность экономического провала не в конкретных личностях и организациях, а в созданной системе управления, которая не поддается реорганизации.

Принятые главой государства меры по развитию деревообрабатывающей промышленности свидетельствует о крайне низкой эффективности работы вертикали исполнительной власти. О серьезных недостатках в организации работы Совета Министров, профильных министерств и ведомств, исполкомов разного уровня и администраций деревообрабатывающих организаций.

И, все-таки, наблюдая встречи главы государства на деревообрабатывающих предприятиях и на столичном суконном комбинате «Камволь», меня не покидало ощущение, что Президент уже начал свою очередную избирательную компанию.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».