Людмила Климович: ЦИК обессмыслил выборы
Людмила Климович, специально для "Белорусского партизана",
22:35 21/09/2012
Исследование деятельности избирательных комиссий показывает, что они весьма вольготно относятся как к избирательному законодательству, так и к Конституции РБ, нарушают эти законы.
Началось досрочное голосование на выборах в парламент Беларуси. Однако сам факт наличия выборов в стране подвергается многими политическими силами сомнению. И не без оснований. Предшествующие выборы (2010, 2008, 2006 годов и другие) показали, что избирательные комиссии вносят свои коррективы в процессы голосования, подсчета голосов, о чем неоднократно указывали невольные свидетели подобных действий. Одна из форм подобных корректив – создание двух протоколов голосования: один – для наблюдателей на участке, а другой – для представления в Центральную избирательную комиссию. Правомерны ли эти действия?
Ст. 37 Избирательного кодекса РБ требует от членов избирательных комиссий «соблюдать Конституцию Республики Беларусь, выполнять требования настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах…, не совершать действий, дискредитирующих комиссию». Эта статья неоднократно нарушалась в ходе выборов. Статья 68 Конституции РБ указывает: «Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается». Происходило нарушение и этой статьи Конституции. К тому же ст. 64 Конституции утверждает о недопустимости любого прямого или косвенного ограничения избирательных прав граждан. Ряд избирательных комиссий на предыдущих выборах нарушали и эту статью Конституции РБ. Подобные нарушения настолько вошли в практику работы избирательных комиссий, что Президент неоднократно заявлял публично о фальсификации результатов выборов (в частности, после выборов 2006 года).
Процессами выборов в стране руководит Центральная избирательная комиссия. Она обязана следить за соблюдением законности в ходе выборов (см. ст. 33 Избирательного кодекса РБ). Множественные нарушения законодательства в этом процессе свидетельствуют о том, что ЦИК не справляется со своими обязанностями. Но тем не менее она продолжает свою работу в прежнем составе. Такое возможно только в нашей стране и нигде более в мире. Можно ли ожидать честного подсчета голосов на выборах под таким руководством? – Только очень наивные люди могут надеяться на это. Поэтому ряд оппозиционных партий пришли к решению о бойкоте выборов. ЦИК всячески препятствует претворению этого решения в действительность. В своих выступлениях ее представители любят ссылаться на белорусское законодательство о выборах.
В настоящий момент действует 6-я редакция Избирательного Кодекса РБ. И это в то время, когда 1-ая редакция была принята в 2000 году, т. е практически каждые 2 года белорусское законодательство о выборах изменяется. Может ли уследить простой избиратель за этими переменами? – Скорее нет, чем да. Поэтому представляется, что ссылки на белорусское избирательное законодательство не совсем уместны. Закон работает тогда, когда есть возможность избирателям, равно как и наблюдателям, знать этот закон. Это – с одной стороны. С другой: если члены избирательных комиссий весьма вольготно обращаются с Основным законом страны (Конституцией РБ) и нарушают сами избирательное законодательство, имеют ли они право требовать беспрекословного исполнения этого законодательства? – На этот вопрос напрашивается сам собой отрицательный ответ.
Важнейшими статьями избирательного законодательства Беларуси являются статьи Конституции РБ, посвященные этой проблеме. Выше уже указано на нарушение избирательными комиссиями 64 и 68 статей Конституции из раздела третьего «Избирательная система. Референдум». Ограничиваются ли они только этими нарушениями? – Изучение их деятельности показывает, что они идут еще дальше. Ст. 66 Конституции утверждает, что «Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях». Это положение подтверждает и ст. 73 Избирательного кодекса РБ. Однако ЦИК игнорирует эти статьи белорусского законодательства о выборах. Одним кандидатам она предоставляет эфирное время для выступлений, другим – нет, ссылаясь при этом на характер выступлений. Но ст. 33 Избирательного Кодекса РБ требует от Центральной комиссии обеспечения соблюдения равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в депутаты. А ст. 46 утверждает, что кандидаты в депутаты Палаты представителей со времени регистрации на равных правах пользуются государственными средствами массовой информации, в частности, выступления кандидатов по государственному телевидению, а также по радиовещанию обеспечиваются на равных основаниях. Это положение подтверждено и в ст. 74 указанного кодекса.
Ст. 47 Избирательного кодекса РБ вносит некоторые ограничения в характер выступлений кандидатов. Они следующие: «агитационные предвыборные материалы,… выступления… в печати, по телевидению, радио не должны содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду». Других ограничений Избирательный кодекс РБ не предусматривает. В своих действиях ЦИК нарушает приведенные выше статьи. Но только ли их? Ст. 33 Конституции утверждает, что «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение». К тому же, в соответствии со ст. 4 Конституции РБ, «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений». ЦИК нарушает и эти статьи Конституции.
Статья 26 Избирательного кодекса РБ утверждает, что «Центральная комиссия является государственным органом», т. е. представляет в своей деятельности белорусское государство. Но высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь (см. ст. 21 Конституции РБ). Эта же статья Конституции требует гарантирования государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, а ст. 22 утверждает, что «все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». ЦИК игнорирует требования данных статей Конституции РБ также.
Ст. 7 Конституции устанавливает «принцип верховенства права» в стране и требует от государства, всех его органов и должностных лиц действий в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. А ст. 59 возлагает ответственность на государственные органы и должностные лица «за действия, нарушающие права и свободы личности». К тому же ст. 49 Избирательного кодекса РБ устанавливает ответственность членов комиссий, должностных лиц, государственных органов и иных лиц, совершивших подлог документов по выборам, заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования, нарушивших тайну голосования. Так почему же члены избирательных комиссий не привлекаются к ответственности? Этот вопрос следует задать правоохранительным органам, которые призваны контролировать соблюдение законности в стране.
Исследование деятельности избирательных комиссий показывает, что они весьма вольготно относятся как к избирательному законодательству, так и к Конституции РБ, нарушают эти законы. Поэтому участие в так называемых «белорусских выборах» теряет всякий смысл.
Ст. 37 Избирательного кодекса РБ требует от членов избирательных комиссий «соблюдать Конституцию Республики Беларусь, выполнять требования настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах…, не совершать действий, дискредитирующих комиссию». Эта статья неоднократно нарушалась в ходе выборов. Статья 68 Конституции РБ указывает: «Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается». Происходило нарушение и этой статьи Конституции. К тому же ст. 64 Конституции утверждает о недопустимости любого прямого или косвенного ограничения избирательных прав граждан. Ряд избирательных комиссий на предыдущих выборах нарушали и эту статью Конституции РБ. Подобные нарушения настолько вошли в практику работы избирательных комиссий, что Президент неоднократно заявлял публично о фальсификации результатов выборов (в частности, после выборов 2006 года).
Процессами выборов в стране руководит Центральная избирательная комиссия. Она обязана следить за соблюдением законности в ходе выборов (см. ст. 33 Избирательного кодекса РБ). Множественные нарушения законодательства в этом процессе свидетельствуют о том, что ЦИК не справляется со своими обязанностями. Но тем не менее она продолжает свою работу в прежнем составе. Такое возможно только в нашей стране и нигде более в мире. Можно ли ожидать честного подсчета голосов на выборах под таким руководством? – Только очень наивные люди могут надеяться на это. Поэтому ряд оппозиционных партий пришли к решению о бойкоте выборов. ЦИК всячески препятствует претворению этого решения в действительность. В своих выступлениях ее представители любят ссылаться на белорусское законодательство о выборах.
В настоящий момент действует 6-я редакция Избирательного Кодекса РБ. И это в то время, когда 1-ая редакция была принята в 2000 году, т. е практически каждые 2 года белорусское законодательство о выборах изменяется. Может ли уследить простой избиратель за этими переменами? – Скорее нет, чем да. Поэтому представляется, что ссылки на белорусское избирательное законодательство не совсем уместны. Закон работает тогда, когда есть возможность избирателям, равно как и наблюдателям, знать этот закон. Это – с одной стороны. С другой: если члены избирательных комиссий весьма вольготно обращаются с Основным законом страны (Конституцией РБ) и нарушают сами избирательное законодательство, имеют ли они право требовать беспрекословного исполнения этого законодательства? – На этот вопрос напрашивается сам собой отрицательный ответ.
Важнейшими статьями избирательного законодательства Беларуси являются статьи Конституции РБ, посвященные этой проблеме. Выше уже указано на нарушение избирательными комиссиями 64 и 68 статей Конституции из раздела третьего «Избирательная система. Референдум». Ограничиваются ли они только этими нарушениями? – Изучение их деятельности показывает, что они идут еще дальше. Ст. 66 Конституции утверждает, что «Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях». Это положение подтверждает и ст. 73 Избирательного кодекса РБ. Однако ЦИК игнорирует эти статьи белорусского законодательства о выборах. Одним кандидатам она предоставляет эфирное время для выступлений, другим – нет, ссылаясь при этом на характер выступлений. Но ст. 33 Избирательного Кодекса РБ требует от Центральной комиссии обеспечения соблюдения равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в депутаты. А ст. 46 утверждает, что кандидаты в депутаты Палаты представителей со времени регистрации на равных правах пользуются государственными средствами массовой информации, в частности, выступления кандидатов по государственному телевидению, а также по радиовещанию обеспечиваются на равных основаниях. Это положение подтверждено и в ст. 74 указанного кодекса.
Ст. 47 Избирательного кодекса РБ вносит некоторые ограничения в характер выступлений кандидатов. Они следующие: «агитационные предвыборные материалы,… выступления… в печати, по телевидению, радио не должны содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду». Других ограничений Избирательный кодекс РБ не предусматривает. В своих действиях ЦИК нарушает приведенные выше статьи. Но только ли их? Ст. 33 Конституции утверждает, что «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение». К тому же, в соответствии со ст. 4 Конституции РБ, «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений». ЦИК нарушает и эти статьи Конституции.
Статья 26 Избирательного кодекса РБ утверждает, что «Центральная комиссия является государственным органом», т. е. представляет в своей деятельности белорусское государство. Но высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь (см. ст. 21 Конституции РБ). Эта же статья Конституции требует гарантирования государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, а ст. 22 утверждает, что «все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». ЦИК игнорирует требования данных статей Конституции РБ также.
Ст. 7 Конституции устанавливает «принцип верховенства права» в стране и требует от государства, всех его органов и должностных лиц действий в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. А ст. 59 возлагает ответственность на государственные органы и должностные лица «за действия, нарушающие права и свободы личности». К тому же ст. 49 Избирательного кодекса РБ устанавливает ответственность членов комиссий, должностных лиц, государственных органов и иных лиц, совершивших подлог документов по выборам, заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования, нарушивших тайну голосования. Так почему же члены избирательных комиссий не привлекаются к ответственности? Этот вопрос следует задать правоохранительным органам, которые призваны контролировать соблюдение законности в стране.
Исследование деятельности избирательных комиссий показывает, что они весьма вольготно относятся как к избирательному законодательству, так и к Конституции РБ, нарушают эти законы. Поэтому участие в так называемых «белорусских выборах» теряет всякий смысл.
«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора.
Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».