АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Людмила Климович: ЦИК обессмыслил выборы 3

Исследование деятельности избирательных комиссий показывает, что они весьма вольготно относятся как к избирательному законодательству, так и к Конституции РБ, нарушают эти законы.

Людмила Климович
Людмила Климович
Началось досрочное голосование на выборах в парламент Беларуси. Однако сам факт наличия выборов в стране подвергается многими политическими силами сомнению. И не без оснований. Предшествующие выборы (2010, 2008, 2006 годов и другие) показали, что избирательные комиссии вносят свои коррективы в процессы голосования, подсчета голосов, о чем неоднократно указывали невольные свидетели подобных действий. Одна из форм подобных коррективсоздание двух протоколов голосования: одиндля наблюдателей на участке, а другойдля представления в Центральную избирательную комиссию. Правомерны ли эти действия

Ст. 37 Избирательного кодекса РБ требует от членов избирательных комиссий «соблюдать Конституцию Республики Беларусь, выполнять требования настоящего Кодекса и иных актов законодательства Республики Беларусь о выборах…, не совершать действий, дискредитирующих комиссию». Эта статья неоднократно нарушалась в ходе выборов. Статья 68 Конституции РБ указывает: «Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей в ходе голосования запрещается». Происходило нарушение и этой статьи Конституции. К тому же ст. 64 Конституции утверждает о недопустимости любого прямого или косвенного ограничения избирательных прав граждан. Ряд избирательных комиссий на предыдущих выборах нарушали и эту статью Конституции РБ. Подобные нарушения настолько вошли в практику работы избирательных комиссий, что Президент неоднократно заявлял публично о фальсификации результатов выборов (в частности, после выборов 2006 года).
Процессами выборов в стране руководит Центральная избирательная комиссия. Она обязана следить за соблюдением законности в ходе выборов (см. ст. 33 Избирательного кодекса РБ). Множественные нарушения законодательства в этом процессе свидетельствуют о том, что ЦИК не справляется со своими обязанностямиНо тем не менее она продолжает свою работу в прежнем составе. Такое возможно только в нашей стране и нигде более в мире. Можно ли ожидать честного подсчета голосов на выборах под таким руководством? – Только очень наивные люди могут надеяться на это. Поэтому ряд оппозиционных партий пришли к решению о бойкоте выборов. ЦИК всячески препятствует претворению этого решения в действительность. В своих выступлениях ее представители любят ссылаться на белорусское законодательство о выборах

В настоящий момент действует 6-я редакция Избирательного Кодекса РБ. И это в то время, когда 1-ая редакция была принята в 2000 году, т. е практически каждые 2 года белорусское законодательство о выборах изменяется. Может ли уследить простой избиратель за этими переменами? – Скорее нет, чем да. Поэтому представляется, что ссылки на белорусское избирательное законодательство не совсем уместны. Закон работает тогда, когда есть возможность избирателям, равно как и наблюдателям, знать этот закон. Этос одной стороны. С другой: если члены избирательных комиссий весьма вольготно обращаются с Основным законом страны (Конституцией РБ) и нарушают сами избирательное законодательство, имеют ли они право требовать беспрекословного исполнения этого законодательства? – На этот вопрос напрашивается сам собой отрицательный ответ

Важнейшими статьями избирательного законодательства Беларуси являются статьи Конституции РБ, посвященные этой проблеме. Выше уже указано на нарушение избирательными комиссиями 64 и 68 статей Конституции из раздела третьего «Избирательная система. Референдум». Ограничиваются ли они только этими нарушениями? – Изучение их деятельности показывает, что они идут еще дальше. Ст. 66  Конституции утверждает, что «Кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях». Это положение подтверждает и ст. 73 Избирательного кодекса РБ. Однако ЦИК игнорирует эти статьи белорусского законодательства о выборах. Одним кандидатам она предоставляет эфирное время для выступлений, другимнет, ссылаясь при этом на характер выступлений. Но  ст. 33 Избирательного Кодекса РБ требует от Центральной комиссии обеспечения соблюдения равных правовых условий предвыборной деятельности политических партий, других общественных объединений, кандидатов в депутаты. А ст. 46 утверждает, что кандидаты в депутаты Палаты представителей со времени регистрации на равных правах пользуются государственными средствами массовой информации, в частности, выступления кандидатов по государственному телевидению, а также по радиовещанию обеспечиваются на равных основаниях. Это положение подтверждено и в ст. 74 указанного кодекса.

Ст. 47 Избирательного кодекса РБ вносит некоторые ограничения в характер выступлений кандидатов. Они следующие: «агитационные предвыборные материалы,… выступленияв печати, по телевидению, радио не должны содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, кандидатов в Президенты Республики Беларусь, в депутаты. Запрещаются агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду». Других ограничений Избирательный кодекс РБ не предусматривает. В своих действиях ЦИК нарушает приведенные выше статьи. Но только ли их? Ст. 33 Конституции утверждает, что «Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение». К тому же, в соответствии со ст. 4 Конституции РБ, «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений». ЦИК нарушает и эти статьи Конституции.

Статья 26 Избирательного кодекса РБ утверждает, что «Центральная комиссия является государственным органом», т. е. представляет в своей деятельности белорусское государство. Но высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь (см. ст. 21 Конституции РБ). Эта же статья Конституции требует гарантирования государством прав и свобод граждан Беларуси, закрепленных в Конституции, а ст. 22 утверждает, что «все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». ЦИК игнорирует требования данных статей Конституции РБ также.

Ст. 7 Конституции устанавливает «принцип верховенства права» в стране и требует от государства, всех его органов и должностных лиц действий в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. А ст. 59 возлагает ответственность на государственные органы и должностные лица «за действия, нарушающие права и свободы личности». К тому же ст. 49 Избирательного кодекса РБ устанавливает ответственность членов комиссий, должностных лиц, государственных органов и иных лиц, совершивших подлог документов по выборам, заведомо неправильный подсчет голосов или иное искажение результатов голосования, нарушивших тайну голосования. Так почему же члены избирательных комиссий не привлекаются к ответственности? Этот вопрос следует задать правоохранительным органам, которые призваны контролировать соблюдение законности в стране

Исследование деятельности избирательных комиссий показывает, что они весьма вольготно относятся как к избирательному законодательству, так и к Конституции РБ, нарушают эти законы. Поэтому участие в так называемых «белорусских выборах» теряет всякий смысл.

«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».