Тамара Сидоренко: Кто-то ошибся 2

КГБ теперь решает, кого выпускать заграницу, а кому сидеть дома? Главное, не пугать себя страшными фантазиями.

Прочла в газете  статью под заголовком «Кого могут поставить на учет в КГБ и запретить выезд за границу?», которая содержит комментарии как журналиста, так и начальника центра информации и общественных связей КГБ Александра Антоновича. До сих пор нахожусь в страшном недоумении: из статьи следовало, что на профилактический учет в КГБ  могут попасть те, кто осужден к наказанию, не связанному с лишением свободы, а также лица, страдающие психическими расстройствами или заболеваниями и склонные к противоправному поведению.

А что говорит на этот счет законодательство?

Вопросы ограничения выезда и въезда регулируются Законом Республики Беларусь от 20 сентября 2009 года «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь» (далее – Закон), он действует с 30 марта 2010 года. Для иностранцев и лиц без гражданства существует «свой» аналогичный закон.

Статья 7 Закона  - «Основания для временного ограничения права граждан на выезд из Республики Беларусь»- содержит исчерпывающий перечень таких ограничений. 25 ноября 2011 года эта статья дополнена еще одним (девятым по счету) основанием: «если гражданин состоит на профилактическом учете в органах государственной безопасности» (вступила в силу с 6 июня сего года).  Обсуждение этого закона как раз и происходило в конце 2011- начале 2012 годов. 

Указ от 4 июля, о котором идет речь в публикации, внес данное основание в «Положение о банке данных о гражданах Республики Беларусь, право на выезд которых из Республики Беларусь временно ограничено». Надо сказать, что именно Положение регулирует порядок передачи сведений об ограничениях в органы МВД, которые ведут общий банк данных о таких гражданах, уведомляют Погранкомитет. Таким образом, Указ от 4 июля не привносит неких новшеств. По сути, упорядочиваются законодательные акты, регулирующие ограничение на въезд-выезд из страны по основанию постановки на профилактический учет в органах КГБ.

А вот в публикации я увидела, на мой взгляд,  «новшества», которых нет ни в одном из указанных законов. Я имею ввиду те основания для постановки на профилактический учет именно в КГБ, которые я цитировала из текста публикации в газете в начале своей статьи.  

Смею утверждать, что Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 10 ноября 2008 года не предусматривает право КГБ ставить на свой профилактический учет осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, и людей, страдающих психическими расстройствами (при определенных условиях). Это право, в соответствии со ст.28 указанного закона, предоставлено органам внутренних дел, т.е. милиции.

Органы государственной безопасности могут поставить на профилактический учет, в соответствии со ст.28 (ч.1, абз.3), ст.29 (ч.1. абз.3) данного закона, если в ходе оперативно-розыскной деятельности, предварительного  расследования по уголовным делам получены сведения о деяниях, которые могут создать угрозу национальной безопасности страны, т.е. по первому основанию, неточно приведенному в публикации. 

Неточность же в следующем: если по закону угрозу могут создавать деяния, то в публикации – человек может угрожать… ( согласитесь, естьразница между деянием и просто человеком, который может угрожать…!) Казалось бы, какая разница, кем быть поставленным на учет – органами КГБ или МВД. Как говорится, что в лоб, что по лбу, если все равно становишься «невыездным». Однако возникает вопрос, какова цель таких утверждений в уважаемой газете? Можно ли считать, что КГБ так понимает закон, как указано в публикации, и ведет профилактический учет в отношении групп лиц по непредусмотренным этим законом основаниям или в более широком толковании предусмотренного основания? А может, хотелось «запугать» обывателя дополнительными критериями всемогущества уважаемого ведомства? Ведь когда я посмотрела в Интернете отклики на публикацию, то поняла, что народ воспринял это, похоже, именно так.

В целях просвещения населения хотела бы указать, что в соответствии с ч.4 ст.28 Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» гражданам, состоящим на профилактическом учете, предоставляется право «знать правовые последствия применяемых к ним мер общей и индивидуальной профилактики правонарушений, знакомиться с материалами заведенных в отношении их профилактических дел».

«Сняться» же с учета можно только после устранения причин, которые могут создать угрозу национальной безопасности Республики Беларусь, привести к причинению гражданином вреда государственным или общественным интересам, правам, свободам, законным интересам других граждан, а также привести впоследствии к совершению им преступления.(ст.31). Как видим, основания для снятия с учета довольно неопределенны, но это – отдельная тема.


«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту belpartisan@gmail.com для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».