АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ: Протесты Конституционная реформа Павел Шеремет Эпидемия Белгазпромбанк Беларусь-Россия

Татьяна Маненок: Политический транзит 1

Стратегической задачей Кремля является расширение своих портовых мощностей и их полная загрузка, в том числе, за счет перенаправления грузов с портов Балтии на свои.

Прибалтийская логистика – самая оптимальная

Основной экспортный товар Беларуси сегодня – это прежде всего нефтепродукты (в прошлом году их было поставлено на экспорт 15,6 млн. т) и калийные удобрения, экспорт которых в 2011 году составил 7,7 млн. т.

С экономической точки зрения менять маршруты экспорта нашей продукции абсолютно невыгодно. Нынешняя ситуация белорусскую сторону полностью устраивает: дефицита в
портовых мощностях на оптимально выгодном направлении в направлении портов Балтии нет. В прибалтийском направлении сразу несколько портов с развитой инфраструктурой (Клайпеда,
Вентспилс, Рига) конкурируют за белорусские грузы. Благодаря высокой межпортовой конкуренции белорусские компании могут выбирать оптимальные маршруты. Причем, владельцы
терминалов в прибалтийских портах, не требуя от белорусских грузовладельцев никаких условий и гарантий, позиционируют себя как надежный партнер и предлагают экспортеру выгодные
условия.

Белорусские нефтепродукты исходя из логистических затрат наиболее оптимально переваливать через прибалтийские порты, и поэтому они и идут в Клайпеду, Ригу, Вентспилс. Более того,
ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК), являющаяся спецэкспортером белорусских нефтепродуктов, с целью повышения продаж намерена в ближайшее время открыть свою дочернюю структуру в одной из стран Балтии. Скорее всего, в Латвии, поскольку эта страна не имеет своего НПЗ и полностью зависит от импорта нефтепродуктов. В перспективе БНК собирается открыть дочерние структуры в Эстонии и Литве.

Наиболее выгодным маршрутом перевалки белорусских калийных удобрений сейчас является Клайпедский порт. Неслучайно из 7,7 млн. т экспортных объемов в прошлом году 6 млн. т было перевалено через литовский порт.

Калий уже пытались направить в Калининград

Стоит напомнить, что Россия и Беларусь несколько лет назад попытались административным образом переориентировать белорусский калийный поток в российском направлении.

Летом 2005 года в резиденции «Завидово» А. Лукашенко и В. Путин договорились к декабрю 2005 года направить в Калининградский порт пробную партию белорусских калийных удобрений, а в 2006 году поставить уже 1 млн. т. Более того, А. Лукашенко пообещал даже построить в Калининграде белорусский порт.

Тема транзита возникла а переговорах как-то спонтанно, ибо в то время А. Лукашенко и В. Путин обсуждали более важный для Беларуси вопрос – поставки на 2006 год российского газа на льготных условиях. Поэтому немудрено, что этом фоне белорусский президент мог многое пообещать партнеру, в том числе строительство белорусского порта в Калининграде.

Калининградские власти очень настойчиво пытались заставить белорусов реализовать данный проект. Но экспорт по этому заведомо убыточному маршруту означал бы в то время потери в
размере 6 USD/т в сравнении с ближайшим Клайпедским портом. В итоге «уравнять» возможности несравнимых по своему классу портов – Клайпеды и Калининграда – с помощью тарифной
политики не удалось, ибо для этого требовалось согласовать треугольник интересов: Россия-Беларусь-Литва.

К тому же возможности калининградского маршрута ограничены из-за недостаточной пропускной способности пограничного пункта пропуска. В стратегические программы развития морских российских транзитных маршрутов Калининград не вписан. Правительство РФ сделало ставку в этом направлении на порты С.-Петербурга и Усть-Луги, имеющие прямой выход к морю.

Поэтому через Калининград транспортируется около 2% транзитных товаров из Беларуси, и это – объективно сложившаяся реальность, основанная на здравой логистике.

Была и Усть-Луга

В январе 2006 года в Санкт-Петербурге после встречи В. Путина с А. Лукашенко на белорусском морском горизонте замаячил еще один порт. По информации, просочившейся в СМИ, президенты
обсуждали возможность перевалки белорусских грузов еще через один российский порт – Усть-Луга (Ленинградская область).

После этой политической заявки процесс стал быстро набирать обороты. Руководство морского порта Усть-Луга выразило готовность в 2006 году обеспечить перевалку 2 млн. т белорусских грузов. Российские портовики пытались столь же активно, как в свое время и калининградцы, продвигать свои интересы в жизнь.

Однако по итогам изучения перспектив профильный чиновник прокомментировал: «Потребуется 15-20 лет при нынешних темпах строительства в Усть-Луге, чтобы мы заинтересовались этим портом».

Однако на этом точка не была поставлена. В 2007 году предложение Беларуси построить свой морской порт в Ленинградской области инициировал экс-госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. Он рассказал, что белорусский морской порт должен быть построен примерно на 30-35 млн. т грузов: 18-20 млн. т будет приходиться на налив – нефть, жидкий газ и т. д., 10-15 млн. т – на сухогруз. В то время новость про строительство собственного порта в Ленинградской области для белорусских специалистов прозвучала как гром с ясного неба. Но, узнав про ее авторство, многие улыбались: кто не знает, что Пал Палыч просто фонтанирует идеями типа «Васюки – мировая столица шахмат».

Так зачем это надо?

Пока, по имеющейся информации из профильных ведомств, белорусская сторона не имеет конкретных планов по переориентации своих основных экспортных грузов на российские порты. Основная проблема для смены транзитных маршрутов – высокая транспортная составляющая.

Профильные белорусские чиновники изучали теоретическую возможность переориентации части экспорта нефтепродуктов на российские порты. Но даже при готовности российской
стороны предоставить скидки к железнодорожным тарифам в 40% эффективность нового логистического коридора не просматривается.

Почему же официальный Минск говорит о возможной переориентации белорусских грузов с прибалтийских портов на российские?

В канун недавнего приезда в Минск Владимира Путина помощник президента Беларуси Валентин Рыбаков обратил внимание, что сейчас основной экспортный грузопоток белорусских грузов – прежде всего, нефтепродукты, калийные удобрения, продукция химической промышленности
переваливаются через порты стран Балтии. Белорусская сторона, по его словам, считает перспективной возможность диверсификации своих грузопотоков с использованием российских портов, поэтому «отдельно на обсуждение будет вынесен вопрос об урегулировании тарифов на доставку белорусских грузов в российские порты».

Итоги переговоров по данному опросу официально не комментировались. Пресс-служба белорусского президента тоже отреагировала весьма скупо. «Владимир Путин рассказал, что на встрече в узком составе стороны в частности обсудили тему расширения перевалки грузов через балтийские порты России», – говорится в итоговом ее сообщении.

Кто заплатит?

Большинство экспертов скептически относится к переориентации даже части белорусских транзитных грузов на российские порты. Ведь даже сейчас, в условиях преференциального режима транспортных перевозок в России, петербургский маршрут для перегрузки белорусских калийных удобрений гораздо дороже, чем литовский.

Трудно представить, что Россия возьмет на себя огромные издержки по оптимизации логистики в этом направлении. Тем более, что существующий калийный терминал в С.-Петербурге, владельцем которого является «Уралкалий», полностью загружен. Отметим также, что часть своего товара "Уралкалий" также грузит через терминал «Калия паркс» Вентспилского порта.

Кроме того, в рамках своих обязательств с ВТО Россия обязана будет унифицировать железнодорожные тарифы. И по мере роста тарифов на перевозки по железной дороге прибалтийские порты будут становиться еще более конкурентоспособными по сравнению с российскими портами.

Наконец, совсем непонятно: зачем Беларуси заниматься затратными логистическими проектами, если прибалтийские порты, соперничая друг с другом за белорусский транзит, создают все более привлекательные условия для перевалки белорусских экспортных грузов?

Политическая составляющая этого вопроса явно блекнет на фоне экономической целесообразности. Возможно, и на этот раз белорусская сторона прощупывает возможности
заинтересовать и отвлечь внимание российских партнеров несбыточными проектами.

«Статья в рубрике «Особое мнение» является видом материала, который отражает исключительно точку зрения автора. Точка зрения редакции «Белорусского партизана» может не совпадать с точкой зрения автора.
Редакция не несет ответственности за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль носителя.
Вы можете прислать свою статью на почту [email protected] для размещения в рубрике «Особое мнение», которую мы опубликуем».